Никто не придёт на помощь

Под вечер, мое сердце,

В могиле забытья

Схорони его тепло,

А свет задую я.

Как хоронить закончишь,

Дай знать: Тебя молю,

Скорей! Пока ты медлишь,

Я все еще люблю!

Эмили Дикисон

Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"

«Манчестер у моря» — один из лидеров по количеству номинаций на  церемонии награждения премии Оскар-2017. Не уверен, что в России этот фильм найдёт своего истинного зрителя. В конце концов, таких «Манчестеров» мы уже насмотрелись в отечественном исполнении выше крыши, а для американского зрителя, привыкшего жить иллюзиями, это фильм-откровение и что-то необычное.

Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"

У главного героя Ли была семья, а затем в один ужасающий для него день случились 33 несчастья. Удар за ударом, потеря за потерей. История, хоть и рассказана не линейно, но она понятна и проста — без детективных расследований, мистики и даже нужного для драмы саспенса. Ли — маленький человек, со скверным характером и, как следствие, нелёгкой судьбой. Он машет кулаками, но он сломлен, побеждён обстоятельствами, и просто течёт по течению жизни, как и 99% простых американцев и 99,99% жителей Земли. Этот образ главного героя характерен для европейского кинематографа, теперь он внедряется и в американский. Кино становится реалистичным, более понятным и близким. Но по сравнению с нашим синематографическим миром, здесь игра актёров просто на высоте. Звезда фильма «Убийца внутри меня» Кейси Аффлек предстал в совершенно новом амплуа — обычном, человеческом. Без заигрывания с камерой, ужимок, гримас и прочего театра. Мишель Уильямс (бывшая жена Ли) появляется в фильме от силы на десять минут, но сцена, когда главный герой встречается с ней спустя много лет, и та признаётся ему в любви, трогает до слёз. Здесь нет ни капли глянца, ни налёта штампованности, персонажи истории выглядят, как мы с вами, и обстановка та же, и размеренное повествование — всё, как в жизни. 

Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"

Историй о том, как люди переживают большое горе, множество; историй про то, как мужчина остаётся в качестве единственной опоры ребёнку — тоже. Кеннет Лонерган сводит их воедино, и пытается сделать так, чтобы они заговорили со зрителем совсем не о том, о чём говорят обычно. «Манчестер» — это откровенное подражание европейским коллегам и следование мировому тренду на социальное кино и постепенное переориентирование от сказок к реальным событиям из жизни реальных людей. Он также ближе некуда сводит понятия повседневности и смерти. Ведь иногда она вовсе не становится большой трагедией, иногда умирающий успевает не только сам принять свою судьбу, но и подготовить к этому окружающих, так что они, как минимум, избегут состояний шока.

Смерть — это неизменная составляющая жизни, мы сталкиваемся с ней куда чаще, чем хотелось бы, но как раз это и помогает нам получить к ней хоть какой-то маломальский иммунитет. В то же время, смерть может ворваться ураганом и та самая повседневность просто исчезнет. Часы не пойдут в другую сторону, но однозначно будет казаться, что всё в этом мире сломано навеки. А что вокруг? Грязный снег по обочинам, голые деревья, бескрайнее ледяное море, серое небо, одинаковые дома. Здесь рождаются и здесь умирают: никакой дальней дороги и большого будущего.

Эта кинолента — не тот случай, когда нужно пристально вслушиваться в диалоги и улавливать каждую деталь. Это фильм-история. Как его чувствовать — решать только вам.

Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"
Кадр из фильма "Манчестер у моря"

За столкновение маленького человека с большой трагедией и восхитительную композицию Adagio In Sol Minore Per Archi E Organo 

9 из 10

Adam Kesher

Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и расскажите о нем друзьям!

Фолловьте в Инстаграме @kesher_adam и Твиттере @di_kesher и помните «Оркестра нет».