Инвестор издания Republic сообщил журналистам о финансовом кризисе и предложил измерять работу «эффективностью»

Это одно из трёх наиболее известных в России изданий, берущих плату за доступ к своим материалам. Инвестор и гендиректор интернет-издания с платной подпиской Republic Александр Винокуров сообщил руководству редакции о финансовом кризисе в проекте. Об этом пишет «Медуза», в распоряжении которой оказалось письмо Винокурова от 27 июля.

Накопились существенные суммы задолженности по гонорарам авторов и по страховым взносам во внебюджетные фонды. Это грозит нам санкциями, которые, скорее всего, приведут к остановке хозяйственной деятельности нашей компании, чего не хотелось бы допустить.Александр Винокуров в письме руководству редакции

В качестве решения Винокуров предложил сократить оклады главного редактора, двух его заместителей и главного бухгалтера до 60 тысяч рублей в месяц. Главному редактору и его заместителям Винокуров пообещал премию за выполнение ключевых показателей. По его словам, в результате доход редакторов снизится не более чем на 20%.

Для редакции Винокуров также предложил новую схему оценки эффективности работы — по числу подписчиков, дочитавших каждую статью до конца. С новой системой и понижением собственного оклада почти вдвое не согласился заместитель главного редактора Роман Федосеев, который в результате уволился.

То есть успешность текста во внешнем мире — шеры, просмотры, [оформление] подписки [со страницы этого текста] — всё это потеряло важность. Система эффективности не понравилась никому в редакции, кроме [главного редактора Republic Максима] Кашулинского.Роман Федосеевбывший заместитель главного редактора Republic

Главный редактор Republic сообщил «Медузе», что с новой схемой в результате согласились девять из десяти сотрудников редакции. Кашулинского реформы и снижение собственного оклада не смущают: «Есть премиальная часть, меня условия устраивают».

Всё это время зарплата сотрудников редакции Republic формально была оформлена как оклад и премия, в пропорции 60% на 40%, рассказал «Медузе» Иосиф Фурман, который занимал в Republic пост шеф-редактора и тоже уволился. По его словам, для получения этих 40% не было прописано никаких KPI, никто не воспринимал их как премию, но в отделе кадров говорили, что это необходимо для упрощения работы.

В июне и июле часть зарплаты, которая по договору была оформлена как премия, задержали, рассказал Фурман. По словам другого сотрудника Republic, попросившего не называть его по имени, когда Винокурову сказали, что несправедливо менять условия, предложенные работодателем изначально, тот сослался на трудовой договор, в котором сказано, что премия выдаётся за «высокую квалификацию и достижения в труде, личный вклад в результаты экономической деятельности работодателя».

Сам Винокуров рассказал «Медузе», что скоро представит редакции новый тип договора со схемой роялти, которая используется в книгоиздании, когда автор получает определённый процент с продажи каждого экземпляра его книги. «Если они захотят, смогут воспользоваться предложением», — сказал Винокуров.

Винокуров и Кашулинский отказались обсуждать с «Медузой» подробности финансовых проблем Republic. Винокуров лишь сказал, что сейчас положение издания «нормальное»: долги по гонорарам внештатным авторам выплачены, осталась «небольшая задержка» в исполнении обязательств перед арендодателем и по социальным взносам. Винокуров пообещал «всё это исправить» до конца месяца.

Republic — одно из наиболее известных в России изданий с платной подпиской на материалы. По схожей модели работают газета «Ведомости» и телеканал «Дождь», который входит с Republic в один холдинг. Издание перешло на платную модель летом 2014 года, сейчас подписка стоит 4800 рублей в год. Раньше компания проводила акции и предлагала скидки, которые достигали 50%, но в июле 2018 года Кашулинский рассказал о решении отказаться от распродаж: вместо этого первый год подписки будет стоить 4800 рублей, каждый следующий — 2900 рублей.

В декабре 2016 года Кашулинский говорил, что изданию удалось выйти на уровень 20 тысяч одновременно действующих подписок. Подписки позволяли генерировать 4,5 млн рублей выручки каждый месяц. Более актуальную статистику по подпискам издание не раскрывает, но Кашулинский по-прежнему уверен, что подписная модель — будущее качественных медиа.