Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 4. ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ…

Оглавление

В первой части цикла материалов, посвященных системе семейного обучения по Шарлотте Мейсон, мы рассматривали некоторые общие принципы, во второй - говорили о живых книгах, в третьей - о пересказе живых книг. Это одни из базовых принципов системы.

Сегодня рассказываем еще об одном важном подходе, который предлагает уделять примерно по 20 минут в день знакомству с картинами известных художников, с произведениями известных композиторов, с поэзией известных поэтов, а также вести «Книгу веков», изучать природу и географию. Причем, не всему сразу в один день нужно уделять внимание, а только чему-то одному - в один день, чему-то другому - в другой. Словом, один раз в неделю.

Порядок изучения данных областей вы можете выбрать сами, главное, чтобы вы не отступали от намеченного плана. Например, в понедельник - внимание художникам, во вторник - поэтам, в среду - музыкантам, в четверг изучаем природу, в пятницу - географию, а в субботу пополняем записи в «Книге веков» (что это такое - рассказываем ниже).

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Решите заранее, с какими художниками вы будете знакомить ребенка в текущем учебном году. Ну или хотя бы в ближайшие месяцы. Вы можете ориентироваться на школьную программу по изобразительному искусству или МХК. Затем распишите всех художников в очередь, предполагая, что на каждого из них вы будете уделять несколько занятий, а соответственно - несколько недель.

Например, в школьной программе второго класса предусмотрено знакомство с такими именами как И.И.Шишкин, С.П.Ткачев, В.Суриков, В.Васнецов, В.Ватагин, Е.Чарушин… По одной картине о творчестве художника трудно судить, поэтому ориентироваться можно на минимум из трех картин. Возможно, вы сможете рассказать обо всех за одно занятие, но скорее всего, на каждого художника вам понадобится по 2-3 урока. Сама Шарлотта Мейсон говорила о том, что лучшей формулой изучения творчества художников является одна картина на одно занятие и двенадцать недель на одного художника. То есть, двенадцать картин одного художника. Во времена Мейсон, скорее всего, родители могли позволить себе и детям тратить по двенадцать занятий на изучение творчества одного художника. Но сейчас с таким подходом мы при всем желании не уложимся в программу. Количество имен художников идет на десятки уже даже во втором классе.

Но зато отлично помогут рекомендации Мейсон, как именно изучать картины. Знакомя ребенка с новой картиной, дайте ему возможность тщательно ее рассмотреть. Чтобы даже закрыв глаза, они помнили ее в деталях. Когда дети будут уверены, что все хорошо запомнили, уберите картину и попросите детей описать, что на ней изображено. После пересказа сравните, насколько точно ребенок ее описал, что именно забыл, а что, наоборот, очень ярко запомнил. Затем поместите картину на видное место в доме и оставьте на всю неделю, до следующей картины. Со следующей картиной поступите точно так же - рассматривайте, пересказывайте, повесьте рядом с предыдущей репродукцией.

Спустя 6-8 недель ваш ребенок будет иметь достаточный уровень знакомства со стилем изучаемого художника, чтобы интуитивно узнать его даже в тех картинах, которые он раньше не видел. В течение этих двенадцати недель найдите время, чтобы прочитать живую биографию художника.

-2

ЗНАКОМСТВО С КОМПОЗИТОРАМИ

Изучение творчества композиторов строится по тому же принципу, что и изучение творчества художников. По 12 недель на композитора, прослушивание музыки в фоновом режиме в течение всей недели (например, пока дети заправляют кровати, чистят зубы, готовятся к завтраку или обеду), а в день, посвященный музыке, - внимательное прослушивание одной из композиций. Помогайте ребенку такими подсказками: «Слушай внимательно партию барабана/фортепиано/флейты и пр.», «Улавливай моменты перехода от мажорной музыки к минорной», «Какие ассоциации вызывают тихие/громкие части композиции?». Также находите возможность читать живые биографии музыкантов или смотреть интересные документальные фильмы о них.

Опять же нужно учитывать реалии школьной программы, которой вы должны соответствовать на аттестации, поэтому, если композиторов много, сокращайте временной промежуток для знакомства с ними, концентрируйте информацию.

-3

ЗНАКОМСТВО С ПОЭТАМИ

Знакомство с поэтами можно выстроить по аналогичной схеме, но надо сказать, что у самой Мейсон к поэзии было очень трепетное отношение, поэзия просто шла фоном, просто читались понравившиеся стихи… Особенное внимание она уделяла творчеству Шекспира, и дети в ее школах изучали его много и подробно. Но поскольку мы оглядываемся на реалии наших дней, и понимаем, что даже в начальной школе к изучению предлагается творчество многих поэтов, то, конечно, одного маленького стихотворения в неделю будет недостаточно. Поэтому определите сначала сами для себя, насколько глубоко и широко вы будете знакомить ребенка с поэзией, и соответственно, сколько недель на изучение одного поэта вы можете себе позволить.

Читайте стихи сами и пусть дети пробуют читать их с разной интонацией, с разным настроением. Попробуйте проиллюстрировать стихи, подражать профессиональному прочтению. Повесьте стихотворения на видное место и поощряйте детей обращаться к ним в течение недели. Ну и, конечно, подключайте живые биографии поэтов.

-4

«КНИГА ВЕКОВ»

Книга веков - это про историю. Хронология в альбоме или скетчбуке, мы писали о ней еще в этом посте. На линии времени отмечайте с ребенком все изучаемые события, в какое время они происходили, отмечайте годы жизни художников, музыкантов и поэтов, которых изучили. При желании - историю своей семьи, даты рождения своих бабушек, прадедушек… Как именно будет оформлена ваша «Книга времен» решать вам. Посвящайте ей время раз в неделю, чтобы отметить изученные даты и имена.

-5

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ

Исследование природы - это по сути запланированная с определенной целью прогулка. Проводите такую прогулку раз в неделю, изучая вашу местность. Конечно, многое будет зависеть от погоды, потому что предполагается, что на такой прогулке ребенок будет зарисовывать в свой скетчбук то, что увидит, если это теплое время года. В холодное время года можно сфотографировать какие-то интересные моменты, например, следы на снегу, иней на веточках, нахохлившегося снегиря, а нарисовать его уже дома. Не указывайте ребенку, что именно он должен зарисовать и как именно отобразить. Дневник природы должен отражать личность своего владельца. Интересно именно то, как увидел ребенок ту или иную деталь, на что вообще обратил внимание. Не оценивайте их работы, не поправляйте, не навязывайте свое видение оформления. Можете начать сами вести такой дневник, а дети повторят за вами.

-6

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ

К изучению географии Шарлотта Мейсон советует подходить на основе сочетания живых книг и работы с картами. Фотокниги путешественников тоже прекрасный ресурс для знакомства с новыми местами на карте. На одной неделе можно уделить пристальное внимание культуре какой-то одной страны, на другой - растительному миру какого-то природного объекта, на третьей - животным-эндемикам и т.д. Отмечайте, где эти места находятся на карте. Читая истории географических открытий, прослеживайте по картам путь великих путешественников. Можно включать и активити по картам: всевозможные искалки, квесты, раскрашивание контурных карт, мемори-игры на знание географических объектов… Заодно посмотрите по карте, в каких странах родились и жили известные люди, чье творчество вы изучили на этой неделе.

Попробуйте придерживаться подхода «Один раз в неделю» хотя бы месяц, и вы удивитесь, насколько больше ваши дети будут знать, но при этом не затрачивая на эти знания много времени. Конечно, всю подготовительную работу придется делать заранее, чтобы план работал.

***

В следующий раз мы поговорим о том, как добавить больше литературы в образ жизни вашей семьи. Подписывайтесь на наш канал, и ничего не пропускайте!

  • Жанна Алибулатова
Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Шарлотта Бельгийская: корона, любовь и безумие
Она могла остаться в истории просто младшей дочерью бельгийского короля — но выбрала путь, полный страсти и трагедии. Шарлотта Бельгийская, императрица Мексики, заплатила за трон рассудком, за любовь — вечным одиночеством. Её история — как старинный веер: за изящными картинами величия скрываются острые спицы реальности. Представьте Брюссель 1840-х годов – элегантный, немного чопорный, но полный скрытых страстей. Именно здесь, в тенистых аллеях Лакенского дворца, росла маленькая Шарлотта, дочь короля Леопольда I...
Жизнь принцессы Шарлотты за 10 лет в 10 фотографиях
Сегодня юная принцесса празднует свой 10-й день рождения, и ее много раз фотографировали со своей семьей. Единственная дочь принца Уильяма и Кейт, принцессы Уэльской скорее всего, отпразднует это особое событие со своими родителями, принцем Джорджем, 11 лет, и принцем Луи, 7 лет и со своими дедушками и бабушкой. Отмечая свой первый юбилей, молодая королевская особа, скорее всего, будет избалована подарками и любовью. Хотя ее точные планы на день рождения неизвестны, нет никаких сомнений в том, что ее семья сделает этот день настолько особенным, насколько это возможно...
Как умерла Шарлотта Корде
Шарлотте Корде было 25 лет, когда ее казнили якобинцы. Девушка знала, на что идет, когда под видом просительницы проникла в дом революционера Марата и заколола его в собственной ванной, где он находился из-за своей кожной болезни. Шарлотта сознательно отдала себя в жертву, думая, что спасает Францию, убив одного из лидеров новой республиканской власти. Еще подростком, получая образование в аббатстве Святой Троицы в Кане, она начала много читать, в том числе сочинения таких мыслителей, как Руссо, Монтескье, Дидро и других...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты