Главный по Арктике: деньги или политика?

Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, определяющий полномочия «Росатома» в сфере развития и функционирования Северного морского пути и прилегающих территорий. Об этом законе мы достаточно много писали. Вкратце напомним, что закон предоставляет «Росатому» широкие полномочия, связанные с выполнением функций по обеспечению круглогодичного мореплавания и развитием инфраструктуры СМП.

Среди прочего «Росатом» наделяется полномочиями главного получателя и распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, заказчика госпрограмм в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП и др.

Формально в законе закреплен принцип «двух ключей». Согласно ему Минтранс должен будет согласовывать обязательные постановления в морском порту, расположенном в акватории СМП, правил ледокольной проводки судов, правил ледовой лоцманской проводки судов и проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов; перечень морских портов СМП; перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП; решение об открытии морского порта СМП.

В принципе, закон должен будет пройти без внесения изменений. Но уже сейчас идут достаточно большие торги вокруг этого законопроекта. Отрицательная позиция Минтранса и так известна, но еще на уровне Думы подключились и лоббисты из других компаний, которые работают на территории Арктики, и лоббисты от местных властей.

Назначение тов. Рукши на пост «главного по Арктике» среди прочего должен показать уверенность «Росатома» в своих силах и обозначить видение будущего управления. Проблема в том, что Рукша хороший специалист в ледовых проводках. Но сейчас ему доверена должность политическая, и от него будут ждать, в первую очередь, политических инициатив и политической игры. А вот тут Рукша явно выглядит слабо.