РАДИО 2018. ИТОГИ ГОДА.

Интересный такой сюжет: 2018 наполнил историю радиовещания достаточно яркими событиями.

* Мнение автора, описывающего субъективные впечатления от частных наблюдений за развитием индустрии радиовещания может частично или полностью не совпадать с мнением умников, ибо не обязано.

18+

1

Пожалуй, главное событие: появление радиостанции Жара FM на 100.5. Об этом уже был большой текст в мае 2018: в LivJournal и в FaceBook

Итак, Жара FM - главная сенсация 2018. Как когда-то Русское, Динамит, Наше, Рекорд, Шансон, она принесла в угасающий FM-диапазон огромный пласт актуальной музыкальной культуры, популярной среди миллионов людей в ВК и топовых стриминговых сервисах Apple Music / Яндекс Музыка / Google Play / Deezer / Zvooq, а вместе с ним целую систему ценностей, простых и естественных, близких и понятных, сегодня - молодёжных, а завтра - общечеловеческих, а вместе с ним совершила некий давно ожидаемый, вполне естественный процесс, до которого за 10 лет общественных обсуждений не дошло ни одно ведомство, ни один комитет, а именно: концентрация на русскоязычном музыкальном контенте, которого, как и должно быть в стране - более 70%.

Буквально за год завершился (но на самом деле за несколько лет совершился) в отечественной музыкальной культуре и важный поворот, когда огромный пласт эстрады 2000-2010-х ушёл в прошлое. Все эти молодёжные артисты 15-летней давности, которые и сегодня считают себя молодыми для молодых, притом, что сегодня им около 40, стали даже менее актуальны, чем скандальные герои 90-х, открытия 80-х, легенды 70, золото 60-х и всё прочее прекрасное и вечное. Этот уходящий пласт состоит из набора персонажей, которые поют бессмысленные тексты с гипертрофированными гиперболами из разряда “я дарю тебе миллион поцелуев” с обращением к каким-то мифическим любимым и стареющими масками, за которыми скрываются обычные уставшие люди, о которых в интернете пишут и люди рассказывают много вещей, выстраивающих образ далёкий от сценического… “Этто ложь, это ложь ложь лооожь!” А от лжи чот все как-то подустали. Золотые времена прошли и болше не вернутся. Время работы, время правды

Вообще, 2000-е с начала века и до недавнего времени - очень странные годы появления дикого количества не артистов, а проектов - от выпускников всевозможных “фабрик звёзд” нескольких телеканалов до проектов-копий хитмейкеров 90-х или копирующих самих себя героев 20 века, дикого количества русских артистов, поющих по-английски, надеющихся стать популярными за рубежом, или чисто искусственных персоналий, с помощью которых создавали контент для лейблов, эфиров и проектов радио и тв и, конечно, бесконечных ничего не производящих одинаковых диджеев. Независимых артистов задвинули в дальние углы, им закрыли эфиры или заставили подчиняться нелепым правилам, но у них была история и какое-то время - возможность зарабатывать деньги на жизнь в казино, и на быстро растущем, а потом и медленно угасающем рынке CD, рингтонов-rbt-корпоративов. Нет, конечно, были и новые герои - настоящие, глобальные, всеформатные, но под конец 2000-х, и их по пальцам можно пересчитать… во второй половине 2000-х, когда, после длительного финансового провала и полного непонимания, как выпускать песни, альбомы, клипы, в стране начали появляться легальные цифровые продажи и, наконец, запустились и выбрали некую понятную модель взаимодействия с аудиторией аудио-видео-стриминги, всё начало “оттаивать”, артисты и меломаны поняли, как жить без телевидения, радио и находить/продвигать новую музыку - тут то всё и зацвело. Несомненно, изобилие хип-хоп-героев - следствие их выхода из подполья субкультур, где важнее мысль, слово, текст… когда у новой аудитории с гаджетами возникла потребность нового поколения на новые краски, формы, способы, привыкшие быстро реагировать на ситуацию и напрямую контактирующие со своей аудиторией молодые артисты быстро сориентировались и первыми заполонили строчки релизов... колоссальное влияние на Россию оказала Украина, люди в которой не так были зациклены на статусах, каналах, формах... и им важна была независимость, свежесть, искренность мысли… сегодня в топах стриминга не только артисты из проекты из Украины, но и местные, российские музыканты, которые иногда покупают у украинских авторов, но всё чаще пишут и сами. Всего 4 года с того времени, когда я, работая в команде первых модераторов крупнейшего сегодня стриминга, видел почти полное отсутствие структуры в индустрии, а сегодня имена из топовы стриминга занимают топовые строчки даже в новостях и эфирах центральных государственных и частных СМИ, серьёзных аналитических, информационных изданий, посвящённых политике, бизнесу, культуре, общественной жизни.

Итак, Жара FM стала символом этой глобальной революции… за ней потянулись новые интернет-станции и смелые локальные игроки. Теперь почти в каждом городе есть станция, играющая минимум треть плейлиста Жары, по касательной, походу, задело немного Страну FM и сильно - Радио Рекорд

Впрочем, Жара FM стала символом ещё одной важной революции:

На протяжении долгого времени количество радиостанций, отказавшихся от покупки исследований TNS/МЕДИАСКОП росло, и TNS исключало эти радиостанции из своей панели. Сегодня около 20% радиостанций Москвы отсутствуют в списке данных МЕДИАСКОП, но это совсем не радует крупных игроков. Во-первых, всех начинает интересовать, кого слушают именно “эти 20% аудитории”, записанных в “другие радиостанции”, ведь эти “другие” - кусок бОльший, чем аудитория самой топовой станции. Получается, что есть чем гордиться, но не понятно, на что ориентироваться. А покупать всё более дорожающие исследования - попусту тратить бюджет, поскольку многие продажи завязаны совсем не другую модель, в которой призрачные цифры МЕДИАСКОПА совсем не нужны. И вот снова про цифры. Условно скажем, в стране 140 миллионов (и даже можем допустить, что в худшем случае, 80 или 90 миллионов, как тревожно пишут некоторые неподконтрольные общей системе информационно-аналитические издания). Итак, 15 лет назад, когда музыкального интернета, считай, не было, радио слушали, скажем, 100 миллионов человек - дома, в машине, на работе, в плейерах. Потом наступила эра Apple-устройств без FM-чипа, за ней эра широкополосного интернета, с помощью которого реже открывали, но чаще искали бэк-каталог любимых песен. Тот, кому было 15 лет назад - 15 лет, а сегодня 30 - уже 10 лет слушает любимых артистов в ВК, черпает информацию из фан-групп, из пабликов, и с каждым годом ему всё менее интересно FM-радио, потому что оно крутит по сути всё то же, что и 15-20 лет назад, а в интернете всё это тоже есть с возможностью постоянно выбирать, но ещё и появляется и много клёвого “самиздата”, в интересующих жанрах... и уж точно - со времени первых iPod и до нынешнего изобилия персональных смартфонов и сопутствующих им, количество людей, зависящих от радио сократилось процентов на 80. Но вряд ли об этом напишет МЕДИАСКОП, он всё так же будет писать про, условно, скажем, 100 миллионов из 140. Хотя их, допустим, осталось в лучшем случае 40, и то, если представить, что радио употребляют в основном в машине. Но и в машине тоже цепляют смартфоны со стримингами, вставляют флешки и CD. Допустим, 30% людей в машине FM-радио не слушает, но до этого количества добивают фоновые слушатели “на работе”, “в пути”, “в тюрьме” и проч… ну вот вам 40 миллионов, из которых 35 - фоновая, и 5 в лучшем случае - активная. И зачем радиостанции нужно платить за официальные цифры 200 тысяч слушателей, если их, например, всего 20 тысяч, из них внимательных, фанатов - 150 человек. Чуете катастрофу? Это, конечно, может и призрачная теория, но уже завтра - реалии. Просто вспомним, сколько надо рекламировать музыкальный фестиваль в Москве, чтоб на него пришла хотя бы 1 тысяча человек. Не забываем о том, что, например, в случае аудитории 15-25 по простейшим исследованиям - опросам своих младших родственников, детей друзей и проч проч мы приходим к тому, что для людей младше 25 лет FM-радио - абсолютный анахронизм, его попросту не существует и никто не собирается идти в магазин за приёмником, ибо для чего он? Всё и так есть. И вот где смысл вещателю платить немалые деньги за цифры, которые будут показывать, аудиторию 15-25 в количестве 100 тысяч, если этой аудитории нет? Рекламодатель придёт один раз на больших надеждах и больше не вернётся. Не проще ли составлять картину реальной аудитории по данным соцсетей и публике, участвующей во внешних проектах… и государственная сертифиция не нужна, вот ведь тебе - выгрузка точных данных в реальном времени… а ведь есть ещё и молодёжь, которая особо музыку и то не слушает - встречаются в частных интервью социально активные и успешные люди с монологом из разряда: “я слушаю только трип-хоп, остальное меня не привлекает”...

Итак, мы видим полную несостоятельность официальной статистики, ещё и зная, что её выборка - в лучшем случае - 1000 человек. Тут уж тема остаётся интересной 5 топовым игрокам, в аудитории которой есть ещё пласт 25-45, чтоб сохранять рекламные контракты с монополистами, постоянно размахивая перед лицом у них большими цифрами… остальным - вряд ли

Возвращаемся к Жаре FM. Радиостанция, входящая в гигантский консорциум с колоссальными финансовыми потоками и собственным сильным маркетингом и продажами, часть которых можно пропускать бонусом через эфир, а проще даже - не мучиться и отдать продажи некому медиа-селлеру, запросив ежемесячно гарантированную сумму продаж и полностью сэкономив на собственном штате таких людей. Что и было сделано. Такая вот песня. Вроде, и не бизнес, но… очень даже бизнес!

И такие продажи у многих: была бы фантазия, смелость и правильные связи,. Вот, например, один из интервьюеров рассказывает, как множество рекамодателей идёт на одну региональную радиостанцию не смотря на её рейтинги, а лишь по той причине, что в её эфире работает один ведущий, который известен в городе и работает на всех корпоратах крупных компаний по всем случаям. Его уважают, и пока он есть на этой радиостанции - её предпочитают всем прочим рейтинговым, потому что знают, 100 главных людей в городе, определяющих жизнь миллиона человек - её слушают. Вот вам пожалуйста и продажи без рейтингов.

2

Второе событие года, весьма серьёзное - переход продаж 9 столичных и ряда региональных радиостанций ГПМ-радио к новому глобальному селлеру НСК/НРА/НМГ. История, которая, по мнению некоторых комментаторов, может сильно повлиять на возможности радиокомпании планировать бюджет и им распоряжаться, что влияет и на спецпроекты. Короч, некоторые комментаторы предсказывают изменение правил игры, и весьма серьёзное, которое, несомненно, может повлиять и на программинг.

3

Программинг. Здесь впереди планеты всей ГПМ-радио. На первом месте крутейшая тема live-концертов в студии Авторадио. Фактически главная в стране мультиформатная площадка для промо артиста, как живого исполнителя, и его музыки. Конечно, формат не нов, но история проб и ошибок, а также нынешние возможности Интернета и его сервисов, делают участие в этом проекте для любого артиста крайне важным. Да, тот же формат присутствует в эфире Русского Радио, Европы Плюс, NRJ, Радио Шансон, Страна FM, и даже Маяка ну и, там, ещё одной относительно новой радиостанции, но не позволяет станциям быть таким широким по охвату музыкальных жанров, целевой аудитории и/или статусу артистов. Однако, и в полном отсутствии ограничений ассортимента в live-концертах Авторадио есть и большой минус - то, как это звучит в эфире. Привыкшая к некоторым строгим формам и однообразию набора стилей аудитория скорее выберет Дорожное Радио с идентичным набором программного наполнения и предсказуемым музыкальным форматом, чем каждый день нового кота в мешке на Авторадио. Но если не забывать главное условие: гораздо важнее популярность бренда радиостанции, чем самой радиостанции - то здесь всё ок. И, ещё один важный пункт: огромный минус вечернего лайва Авторадио: отношение ведущих к гостям. Часто презрительно снисходительное в интонациях и мимике ведущих из разряда “и кто это ещё такой тут у нас сюда выполз, откуда ты и как читается твоё имя?”. За такое хочется сразу заехать ведущему в табло и спросить: “а ты вот кто такой сам? Ты осознаёшь, что количество людей, знающих твоё имя - в 800 раз меньше, чем количество людей, который заучили наизусть все песни этого артиста? Кого ты из себя строишь? У тебя что, три любимых исполнителя за твои 45 лет? Да ты должен прочитать всё об этом артисте до шоу и не задавать тупых вопросов”. Впрочем, хорошо, что лайв режут на куски, эти кислые физиономии и показное отсутствие интереса не всегда замечаешь”. Допускаю, что такие проблемы есть у ведущих и руководства ещё некоторого количества радиостанций… Сидят такие бабки на лавке, и каждый второй для них - проститутка или наркоман, и только их любимая певица, хоть и безголосая, но “своя”, ибо много лет назад, в лучшие времена, с ней на брудершафт пили бесплатное красное в Метелице.. и несмотря на то, что эта певица поёт одну и ту же песню лет 20-25 лет - никто не может вспомнить её текста даже в караоке, но она типа - хорошая, любимая, своя..

Сегодня, как и всегда, принято ругать молодняк. Нынче вот за мат и упоминание наркотиков в песнях. при этом забывать множество безголосых, но ии вполне одарённых рок-героев 90-х с песнями “про секс, алкоголь и наркотики”, забывать, что и знаменитые советские барды и мэтры с наркоты и алкоголя не слезали, что тот же Вертинский, классик - частенько про кокаин, алкашку и развязную жизнь напевал, про жажду убийств в советских песнях, сплошной криминал в русских народных сказках, напевах, откровенные пошлости в частушках и так далее и тому подобное… принято считать, что изобилие запрещённой тематики присутствует на радио на Жара FM, но как-то позабыли про Сплин, Агату Кристи, Найка Борзова и проч проч в эфире множества типа взрослых-приличных станций и даже центральных телеканалов.

Впрочем, о хорошем: респект парням из Драйв-шоу “Поехали” (Авторадио) за “Альтернативный репортаж с фестиваля Дискотека 80-х Авторадио 2018”. И, да, надо отметить, что у NRJ, пожалуй, самый крутой Instagram среди отечественных станций.

Вообще, есть такой тренд - радио понемногу превращается в интернет-телевидение, телевидение превращается в продакшн-студии контента для YouTube и собственных мобильных и смарт-приложений и веб-сервисов, продакшн-студии запускают свои кабельные и iptv-телеканалы, чтоб получать дополнительно монетизировать произведённый контент и рекламировать свои услуги. А стриминг - становится новым радио.

4

Говорит Москва и Сергей Доренко. Мы говорим “Доренко” и подразумеваем “Говорит Москва”, а под “Говорит Москва” подразумеваем: Серёжа-Пастушок.. Допускаю, что это, отчасти, субъективное, но без Расстриги нет и “Говорит Москва”. Это я не в смысле, что слушать кроме Дядь Серёжи нечего, даже наоборот: за исключением лично меня раздражающих персонажей типа скучного самовлюблённого.. как бишь его фамилия, который по вечерам, я нашёл и вполне привлекательные программы, но Сергей Доренко сделал из малоинтересного некогда бренда на неуспешной некогда частоте - одно из самых мощных по цитируемости, влиятельных СМИ. Признаюсь даже, последние пол-года я променял любимый Бизнес FM на Говорит Москва. Доренко делает утренний эфир и ставит его повтор поздним вечером. Получается, что всё, что ты не ухватил с утра - догонишь вечером. Каждый новый день эфир Доренко - программа нового жанра, но всегда это - безумно увлекательные диалоги и монологи с абсолютно трезвыми и комментариями к главным событиям - от музыки, социалки до политики и вообще чего захотите. Бездна юмора, самоиронии, колоссальное количество информации в подробностях, целая череда инсайдов, в том числе через псевдошутовские заявления. Здесь тебе и Бизнес FM и Камеди Радио и, скажем, Радио Модерн - в одном флаконе. Однако, если альтернатива - то Бизнес FM. Крутейшее информационное радио, всегда сочное, всегда точное, динамичное, ироничное, интересное. Правда, ряд моих коллег и знакомых рассказывает, что слушают Соловьёва на станции “Вести FM”. Я интереса ради пару раз пытался, но чот скучный он в эфире. Тихий, не увлекательный, не харизматичный, малоинформативный, агрессивно негативный и чота ащще даже не забавный ни разу… ну это субьективное, “йедем дас сайнэ”...

5

Из предыдущих пунктов и быстро развивающейся реальности следует одна простая вещь. Если ты музыкальная радиостанция и у тебя нет в первую очередь Instagram и вместе с ним ВК - то всё впустую. Если ты информационная радиостанция, и у тебя нет в первую очередь Telegram-канала и страницы в Facebook, то всё нарочно. Если у тебя нет стабильного интернет-вещания бонусом к эфирному, то у тебя нет ничего. Последние лет 5-7 подавляющее количество новой аудитории (которую ты можешь привлечь к эфиру через интернет) - не ищет приёмник дома и не пытается найти частоту в машине - оно идёт на твой сайт на сайт искать кнопку Онлайн-вещания, ну ли ищет твой онлайн-поток в приложении типа TuneIn/Radio Box или в интернет-каталоге онлайн-вещания радиостанций. С FM много проблем: автомобильные тоннели, высокие здания и кварталы с плотной застройкой, паркинги, спортзалы, офисы и магазины на -1 этаже, подземный общественный транспорт, удалённость проживания (при пребывании на даче или проживании в области) и достаточно большие зоны помех, например, на Северо-Западе - от лучей башни Октод в районе Хорошёво-Мнёвники. Даже при хорошем приёме, гуляя по району или стоя в пробках, частенько приходится переходить на прослушивание через интернет.

Тема по соцсетям раскрывает новые возможности: при грамотной политике управления Инстаграм-аккаунтом: отражении новинок, гостей, новостей, персоналий и спецпроектов радиостанции в Инстаграм - можно обойтись даже и без сайта, с одной кнопной онлайн-вещания на домене… А уж если у информационной радиостанции нет Телеграм - то нет того самого важного - эксклюзива редакции, чистоты информации до создания и подтверждения официальной картины. И то, что Телеграм в стране вроде как “вне закона”, но им открыто пользуются все, и даже те, кто его запрещает - даёт право любых толкований, любых комментариев, любых новостей, подавая эфир - как расширенную платформу для подробностей и аналитики.

И ещё одно последнее слово про соцсети: целая череда гостей сегодня вежливо объясняет, что прийти в гости на федеральную радиостанцию - менее интересно, чем дать интервью небольшому YouTube-каналу или порталу. Потому что цифра остаётся онлайн, её можно репостить, перечитывать, копировать, распиливать на цитаты… находить, в конце-концов… а эфир на радио - вникуда. Малому количеству внимательного слушателя и своему кругу читателей/поклонников, с которыми можешь общаться и в своих соцсетях, не обязательно для этого идти в эфир какой-то радиостанции. Вон, гляньте на какю-нибудь условную Земфиру… впрочем, это совсем другая история...

6

Давайте про целевую аудиторию. Если не по исследованиям (а самые точные данные не у Медиаскопа, а у ВК, ФБ, Инстаграма в своей админке), то простейший способ понять целевую аудиторию радиостанции - посмотреть на её начальство, владельцев (30%), ведущих (30%) и череду их знакомых, друзей, членов семьи (40%). И если молодёжную радиостанцию делает человек 40 лет, и в эфире человек 40 лет, то и слушать её будут в основном 40-летние, а не 15-25. Исключение может в некотором случае составить, опять же, станция формата Жара FM, которая ориентируется чётко на стриминг, чётко показывающий контент, популярный у тех, кому сегодня 15-25, а завтра 25-45 - вне зависимости от возраста технического персонала и дирекции. Другой вопрос, что человека 20 лет, сидящего на плейлистах Apple Music / каналах YouTube / пабликах ВК - слушать FM всё равно не заманишь.. ему это зачем? Да и межпрограммка - вещь тоже субьективная, из Apple Music в этом смысле креатив не перетянешь… Молодёжь - подвижная, творческая, свободная сознанием и очень спешащая жить. Лишних утяжеляющих предметов в виде машины, телевизора, радиоприёмника не планирует иметь, слушать цензурированные треки, в которых из-за этого полностью теряется смысл… или, например, слушать набор из любимого и нелюбимого - не будет. Модель потребления музыки уже такая, что нужны ПАУЗА-ПЕРЕМОТКА, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ КАТАЛОГА АРТИСТА, ПОИСК ПОХОЖИХ. FM-радио - для ленивой молодёжи, но у неё как правило нет денег и рекламодателю она мало интересна. И как бы даже 40-летний ведущий не пытался вещать для молодых, давайте не забывать, что у 15-20-летних - вообще свой язык, процентов на 75 состоящий из других тем и понятий, чем у 40-летних. Люди до 25 говорят на открытом, быстро трансформирующемся языке, а радиоэфир для них - как в том видеоэксперименте - где блохи, которые жили под куполом стеклянной банки - продолжают прыгать ровно на высоту купола даже когда его нет... вот вам и привет, миллионы…

И про жанры и целевую аудиторию: даже если любитель рок-музыки делает поп-станцию, он составляет её из таких поверхностных имён, которые может употреблять только случайный слушатель, не знающий глубоко жанра. И тут начинаются советы друзей и коллег по добавлению в плейлист, вот и получается, что только они и похожие на них по психо-социотипу - и могут станцию, но не всегда слушают, ибо зачем. А когда. например, хип-хоп-радио или шансон-радио делает человек, который делал что угодно, но не хоп или шансон-радио - то лишь ему его и слушать. Сегодня - более, чем раньше, жанровое радио должен делать человек, принадлежащий к культуре, постоянно в ней вращающийся, работающий, что-то планирующий или создающий. Иначе - не интересно. Ну просто слышно, что липа - и всё.

7

Спорт FM. Ещё одна громкая новость, которую мы долго ждали. Но не было понятно, кому именно не повезёт сделать этот шаг. “Сектор ноль на барабане” выпал на лето 2018. Теперь невнятноенечто, которым заменили Спорт, можно назвать одним словом #ТоЧтоСделалиСоСпортFM. Оно теперь вещает во множестве городов, но вообще никому не нужно… ну разве что инвестору, песни дочки покрутить... Ну, ничего, будет и 4й Спорт FM… а печальную историю Некста и Радио Студио (не относящегося к нынешнему, популярного в 2000-х питерского радиопроекта) - помним, любим, скорбим

8

Радио в машине, как показатель. А вот прикиньте, если много ездить в такси, иногда заглядывать в стоящие в пробках машины - на монитор приёмника и наблюдать во френдленте в инстаграме видеоролики из машин, куда часто попадает частота... и составлять мнение о целевой аудитории радиостанции по тому, кто его слушает… Вот этот ж ах! Ну, конечно, множество претензий про “левый случай” и “малую выборку” можно принять, а можно и отбросить…. за полтора года, например, если ловить машину по пути на работу и ехать вечером после работы в такси, а ещё и кататься по выходным с друзьями и просто случайными людьми - получится такая ж чёткая выборка в 1000 человек, да ещё и в динамике, при строгой привязке к портрету аудитории и полной уверенности, что это не случайный бездельник, у которого есть время на участие в исследовании, а реальный потребитель… Вот гляньте какая смешная выборка на примере нескольких позиций, например, может быть:

Европа Плюс - мужчины около 40 лет, которым, вроде “ещё вчера было 20”

DFM - окраины городов около 35

NRJ - центры городов около 30

Love Radio - женщины странных профессий и мужчины-LGBTQ 25-40

Наше Радио - хронически семейные мужчины и незамужние женщины-LGBTQ 35-50

Русское Радио - “гости столицы” около 40

Русский Хит - “гости столицы” около 30

Восток FM - “гости столицы” от 20 до 50

Релакс FM - вежливые и галантные, умеющие поддержать разговор - около 40

Романтика - женщины из рабочего класса за 30, преимущественно молодые матери

Ретро FM - ненагулявшиеся разведёнки и крепкие семьи с детьми, а так же творческие “вечно молодые” LGBTQ от 25 до 65.

Радио Шансон - курящие и пьющие женщины около 45...

9

Про Радио Шансон. Тут впрочем и потеряешься, ибо в 2018м произошло резкое возвращение формата радиостанции из гламурного “околоРусскогоРадио” во что-то похожее на успешное прежде. Определённо, это весьма разные аудитории - до и после. Но аудитория “до” уже давно могла прельститься плейлистами Яндекс Музыки и собственными подборками в крупных кулинарных сообществах (это к моему великому удивлению, когда я однажды заметил, как в Одноклассниках в женском сообществе, посвящённом кулинарии, в котором состоит более 1 млн человек, видео, которое на YouTube едва добралось до 100 тысяч просмотров, в ОК уже зашкалило за 800 тысяч. Такая вот тихая гавань) А там для счастья много музыки не надо, вся любимая музыка - в плейлистах Одноклассников и в поиске по аудио и видео на Яндексе.

10

Музыкальные фестивали и Премии. Добра этого невероятное количество и везде по сути одинаковый треклист - 20 артистов, получающих что-то, никто особо не помнит за что именно и почему. В памяти всё равно: статусный Золотой Граммофон, всё более милитаризируемое Нашествие, плясовой Эх Разгуляй, межотраслевой Tophit Awards, символ “счастливого прошлого” в тревожном настоящем - Дискотека 80-х, летний фан - Европа Плюс Live, продвинутые и прогрессивные фестивали про прошлое, настоящее и будущее от Радио Рекорд. Отдельно можно было бы упомянуть единственную в своём роде РадиоМанию, но и она превратилась из нишевого отраслевого - в третьесортный малоинтересный и аудитории и радийщикам ивент. Собраться потусить с коллегами удобнее традиционно весной в фуршетном формате на том же Топхите, чем высиживать скучный концерт, предваряющий показушный медждусобойчик пары холдингов - типа как отчёт для инвесторов, что вот, мы лучшие потому что (поэтому) сами себе выдали такой вот приз. Победа программы Детского Радио в номинации “информационно-аналитическая программа” - это плевок в лицо самим себе и всем вокруг.

11

Монте-Карло. Сеть станции вдруг стала быстро расширяться даже по тем городам, названия которых смотрятся рядом с брендом радиостанции совсем уж нелепо. Движение пошло не через спутник, а путями, протоптанными Дорожным Радио - местная редакция принимает через Тракт уже сверстанный музыкально-программный плейлист и изменяет-дополняет его своими элементами, лого часа, частотой и проч. История вполне логичная, о прелестях заграницы теперь принято мечтать в контексте музыкальных открытий 80-90-х и фона жирных 2000-х, принятых в систему ценностей до её консервации новой религиозной идеологией. Ну, тип такая вот она теперь, интеллиджент аудитория… В этой нише весьма сильную конкуренцию составляют Радио Романтика и Релакс FM. Чуть менее - Радио 7, чей бренд оказался обезличенным и выпал из системы ценностей наивных масс. Число 7 больше не приносит удачи. Да и звучание Радио 7 в Москве одно из худших, будто б запись Европы Плюс начало 90-х со старой кассеты Stanglin слушаешь.. хотя, может, на то и рассчёт… Ещё в конкурентах формата понемногу мелькает Такси FM, постоянно “проваливающееся” на русских песнях и даже отчасти Радио Карнавал, малочисленная аудитория которого старается не замечать несоответствия названия - содержанию эфира. В борьбе за эту аудиторию в Москве, похоже, проиграло Радио Шоколад со своим новым форматом “каверов на популярные хиты”. Если первые пару месяцев из интереса его и слушали, то потом, походу, вообще позабыли - всё ж такое неоднородное месиво постоянно слушать тяжело. Не забываем, что в подавляющем большинстве случаев каверы - всегда хуже оригинала, а соблюдение формата и единства музыкального жанра для нишевой станции - обязательно.

Про Монте-Карло - ещё забавная тема. Они в ряде регионов конкурировали за выход на частоты с другими игроками, и одной из самых ярких фишек “за” был совсем не успешный формат или, там, бизнес-план, а гарантия лишнего места для директора станции на тусах головного медиахолдинга за границей со вкусняшками, танцами и девчонками. Типа, ну как партнёры по РусРадио имеете отно - а за включение Монте-Карло будет ещё одно. Так и побеждают ) Знают ведь, чем серьёзных людей заманивать)

12

Креатив. Его как-то особо и не стало. Бесконечные самоповторения, вторые и третьи сезоны многолетней свежести проектов и акций, периодические замены части состава утренних шоу - вот и всё. Больше креатива не в эфире, а в соцсетях, и лидеры в этом - ГПМ-Радио. А в остальном дошло даже до того, что в один и тот же предновогодний день на сайтах новостей появилось сообщение о том, что в эфире радио Русский Хит и в эфире ещё одной относительно новой радиостанции стартует праздничная акция по одной и той же схеме - прослушай 3 песни, угадай, которая из них вышла в 2018-м и получи приз. Даже как-то грустно... И под обеими новостями из разряда “в нашем эфире в микрофон муха чихнула” - огромные блоки бесконечно повторяемой из новости в новость информации “наша радиостанция эдакая вся растакая” и “она входит в холдинг, который самый из самых самых эдаких”. Красотааа ;/

Ладно, в эфире креатива не дождались, но в соцсетях - изобилие. Правда, среди всей красоты снова отличилась одна относительно новая радиостанция, которая пишет ролики, будто б сегодня 1992 год - там кто-то что-то ломает ради получения чего-то нового, среди лиц артистов появляется плохо выбритое мятое лицо директора и ляпается жуткий недодуманный логотип. А уж её “музыкальные совещания”, где уже уставших быть молодыми артистов заставляют подавать себя как начинающих, а странные люди, которые не создали ни одного успешного музыкального проекта, и даже не представляющие, как это - строят из себя строгих и справедливых судей. И сколько эта станция за рейтинги не платит - который год, несмотря на колосальные вливания, всё никак не поднимется со дна. Впрочем, крутят дочу инвестора - и норм.

13

Украина. В родную страну, на родной Люкс FM вернулась после звездных лет на Русском Радио и последующего прозябания на одной относительно новой радиостанции - Белла Огурцова. Но это не разорвало её связей с Россией. Скоро в Apple Music и мировых стримингах - песня, написанная ею для межгалактической суперзвезды Зазы Наполи.

Сентенции по Украине видоизменились кардинально, и в федеральные эфиры впервые за два десятилетия попала песня на украинском языке. Об условиях, на которых особо и не модная, но весьма народная Kazka попала в эфир чисто Русского Радио, Европы Плюс и ещё одной относительно новой радиостанции - остаётся только догадываться. Одна из станций даже позвала группу на свою типа премию, но из-за ожидаемого отказа - оттоплатась в ютюбе каким-то невнятным роликом, снятым с участием тех, кто чай с пряниками пил неподалёку. Если б не интервью Лолиты YouTube-каналу Крючок ТВ - я б об этом ролике и не узнал. Лолита, конечно, тоже хороша… в этом году из-за интервью “про Крым” на этом небольшом YouTube-канале ряду станций прям перед новым годом пришлось выкидывать из плейлиста все её песни. До того подобная история случилась ещё и с Лаймой Вайкуле. Ну, молодцы девки, прибавили людям забот… в такие моменты лучше петь, чем говорить...

14

Нишевые радиостанции

Радио Орфей. В начале года пришёл новый программный директор, и в течение какого-то времени ведущие стали бодрее, чаще стали упоминать социальные сети и что-то весьма уловимо поменялось…

Радио Книга. Для кого-то шок, а кто-то ожидал таких новостей: слух прошёл, что радиостанцию отдадут Эмину Агаларову. За некоторое время до того, Эмин заявлял, что к Жара FM добавил бы Крокус FM. Красивую фоновую станцию он и так вещает в своих торговых центрах, почему бы её не выдать на FM. А тут такая колоссальная сеть во множестве городов - ну, сладкого пирога кусок.

Москва 101.5. Появилась информация о том, что частота разрабатывается, и под это дело снова будут двигать частоты - Наше Радио со 101.7 на 101.8 переключат. Спорят - Радио России или Радио Мир будет. И все склоняются к Радио России, ибо им больше всего надо. По некоторой информации, с УКВ в Москве они ушли. Так же, походу, с УКВ 68.84 ушли и подмосковное Радио 1. В Интернете их точно слушали больше, чем на УКВ, а своё время вещания на частоте Радио России в Москве они как на УКВ получали, так и на FM будут иметь.

WRN. Моя любимая СВ/AM станция в FM-диапазон так и не вышла, хотя ценности в ней больше, чем в двух десятках сегодняшних FM-продуктов. В Берлине вон в FM станции на французском, английском и русском, а в Лондоне в DAB целый пакет языковых радиоканалов... наши, как всегда с опозданием на 30 лет опомнятся…

Впрочем…

Capital FM. Отличная бодрая станция для того, чей путь - внутренняя эмиграция. Англоязычные ведущие с русским акцентом - тема весьма симпатичная, улыбающая. И, вроде, ты на родине, а вроде и вне… в любом смысле - не заскучаешь. Кстати, внутренняя эмиграция - тема реально работающая… я вот, например, в новогодний вечер и ночь даже не пытался смотреть ЦТВ, в кабельных и IPTV-сетях же сотни каналов. Я встречал НГ с каналами 2х2 и Кубань 24. Вообще отличная тема! Ты даже не понимаешь, из-за чего в очередной раз возмущаются те, кто чокался с друзьями или просто сам с собой чуть не чокнулся под картинку травести-шоу с цифрой 1 на экране

Москва FM. Кроме как программу Фа-Соль с ведущей Алёной Апиной - послушать вообще ничего не удавалось. Не цеплялось ухо. Московские новости во множестве телеграм-каналов появляются оперативно, музыкальный формат словало бы подтянуть под Жару FM. Надо ж хоть в чём-то актуальными быть.

15

Ведомственные и государственные СМИ. Радио Мир всё расширяется, в новые города выходит. Правда, опасений, что он станет кому-то конкурентом, ни в одном городе уже нет. Все смотрят на рейтинги, презентацию станции, слушают её онлайн-вещание, вздыхают, и продолжают работать дальше.

Радио Маяк - ему бы звучать, как Бизнес-FM, но он звучит как набор домашних подкастов. Ну, сайт Маяка превратился в филиал некогда популярного подкастинг-портала. Ещё и тема забавная: “Пиратское радио” называется, там старые иностранные песни слушают. Где-то когда-то популярные, официально изданные мейджорами. Ми-и-ил мояяаа, - хочется сказать, - настоящее пиратское радио можно поймать в эфире совсем других FM-станций Москвы и регионов, а тут - чистая официалочка, ничего особого.

Радио России. Уже забыли историю из какой-то колонии в прошлом году, где заключённых избивали под громко включённое Радио России. Теперь в тюрьмах жалуются на Русское Радио и Love Radio, а с Радио России совсем другая история. Не помню уж, кто её поведал, но именно там - культовая ведущая Радио Максимум 90-х и Нашего Радио 2000-х, Ольга Максимова, которая тогда, особенно в 90-х, была неким символом будущего, всё что и о чём она говорила - было созвучно словам “свобода”. А теперь на Радио России кто-то из знакомых слушал, как она рассказывает о тлетворном влиянии западной то ли музыки то ли кино “на наших детей”. Грустно. Вообще, и ряд нынешних ведущих Маяка - от с бывшего соведущего Геннадия Бачинского - до Митрофановой и Стрельникова - в годы начала работы на радио, наверное, только в страшном сне могли представить себя на Радио Маяк… или там в эфире России 1 с Ротару, Басковым и Новыми Русскими Бабками. А теперь вот в промках травести-шоу на России 1 Стиллавин с бокалом стоит где-то фоном за Наташей Королёвой, радостноо улыбается и машет...

Радио Культура. Вот это, походу, самое крутое неформальное радио в Москве. То, что там происходит - это просто отрыв. Музыка, гости - такие, что залипаешь с открытым от удивления ртом на час-два и пересылаешь френдам фрагменты эфира, записанные в аудиосообщения Whatsapp, и они становятся мемами. Может, звездой после эфира на Радио Культура и не станешь, но это - настоящее радио. Как и Орфей, Говорит Москва и Бизнес FM и…

Да, Милицейская Волна. Моя любимая, особая тема. В минувшем году я перешёл с утреннего эфира на вечернее шоу, в котором мы творим такое, что даже круче, чем все мои самые смелые мечты о радио. Абсолютно гибкая в плане героев, элементов и тем вёрстка, но с постоянными, уже ожидаемыми слушателям рубриками, среди них мои любимые: музыкальный баттл в 19:40, где в эфире звучат топы аудио-видео стримингов, и это дело мы начали раньше, чем появилась Жара FM, ещё в феврале. Так, в федеральном эфире Федук и Элджей - самое мягкое, что у нас было. Звучал и Gone.Fludd и Хаски и Пошлая Молли и Оксимирон - все герои, от и до, кого только можно набрать в количестве 4 новых треков в неделю - всё было, ну, кроме разве что той самой песни от IC3PEAK, за пару недель до разразившегося скандала - просто песня целиком состояла из фраз, которые надо было вырезать, но после того, она б совсем потеряла смысл, поэтому в эфире её не было… Ближе к концу года изобилие нецензурной лексики в треках снизилось и готовить их к эфиру стало проще. Зато тему по абсцентной лексике переняли попсовики и стало сложнее с постановкой их песен в плейлист. Ну и ещё несколько тем интересных в вечернем шоу… иногда дух захватывает от осознания. И, конечно, плотное общение со слушателем, постоянный фидбэк позволяет анализировать интерес человечества в наборе, разделяя его по профилям аудитории. Одним словом, практически научные эксперименты ставим и в плане психологии социума и в плане разработки стратегий радиовещания.

Отдельная моя радость - танцевальный микс по пятницам, концепт которого мне пришёл на ум после просмотра инстаграм-сториз одного популярного питерского инстаграм-видео-блогера. Микс несовместимого, который звучит исключительно гармонично благодаря ультрасовременным экспериментальным ремиксам и аранжам - и даже 50 лет разницы между выходом треков, стоящих рядом - не ощущается. Конкурентное поле я, конечно, постоянно изучаю. Но миксы Ретро FM и Радио Родных Дорог состоят преимущественно из аутентичного звучания, Радио Дача даёт попсу в ремиксах 15-летней давности, Дорожное крутит много непонятных треков мимо кассы, а Милицейская Волна - чисто по хитам в том виде, в каком их будет не стыдно и не обломно слушать в элитном клубе или баре, пританцовывая с бокалом дорогого напитка.

Милицейская Волна вообще уникальная мультиформатная станция, которая, вроде, музыкальная, но, при высоком проценте музыки, на самом деле она - информационная. Широкий музыкальный формат - это сети, заманивающие в эфир широкие слои населения для привлечения внимания к информации о деятельности МВД. А уж широта музыкального формата - это заслуга множества людей, которые на станции в разное время работали. Каждый пытался сделать что-то хорошее, добавить эфиру своей музыки, любви, фантазии. Впрочем, корневым форматом продолжает оставаться та же гениальная концепция Риты Набоковой, с которой станция под брендом Наше Время на Милицейской Волне в 2000-е взлетела на первые строчки рейтингов Москвы и вышла в паре сотен городов страны.

Кстати, Милицейская Волна - это не только радио, это ещё и база, из которой составлено минимум 2 ныне успешных формата - Радио Дача и Дорожное Радио. Историю появления Радио Дача я помню как сейчас, мог бы даже порадоваться некому, как мне кажется, влиянию, но... дела давно минувших дней… а пара коллег из регионов компании рассказывали, что несколько станций питались базой файлов, озаглавленной Милицейская Волна. У нас один из старожилов даже предположил, что знает фамилию человека из бывших, который этой базой мог приторговывать… типа консультант, ага… Но база - базой, это - прошлое, а Милицейская Волна смело идёт вперёд и даже, не смотря ни на что, появляется в новых городах.

16

Новые радиосети. Самый прогрессивный по развитию формат года - Радио Родных Дорог. Ровный чёткий микс, хорошо проработанных звук, смягчающий переходы, большой пакет джинглов и забавные межпрограммки.. и вот за год огромный прирост - станция вещает в крупнейших городах Московской области, наступая с разных сторон на столицу, почти покрыта Ленинградская область с ближайшими пригородами Санкт-Петербурга и быстро появляющиеся точки в юге, в центральной России.

Пожалуй, одна из самых главных побед года - долгожданый выход Радио Ваня в Санкт-Петербурге. В конце 2018 пришла инфа о том, что Ваня зазвучал в северной столице на 98.6 FM - там, где, кажется, была невнятная Nostalgia, а потом короткая, но яркая жизнь Royal Radio. 10 лет попыток выйти в родном городе не добивая в северный район из области, или не поджаривая с УКВ, а именно на нормальном FM - это победа. И если всё легализуют ОК - то это большой шаг.

Хорошее FM. Подававшая много надежд радиосеть, по некоторым данным, заморожена в развитии. Закрыта студия прямого эфира, удалены из сетки новости. Программинг на аутсорсе и выставленные на продажу работающие, разработанные и просто выигранные частоты…

RadioRadio. Уход из ряда городов и концентрация на интернет-вещании.

Выбери Радио. Колоссальный рост, гигантские поглощения региональных компаний и продажа инвестиционной компанией «Эльбрус Капитал» доли в холдинге.

ПИFM. Некоторые комментаторы считают, что эт вообще главное недоразумение года. Упустим злословие некоторых агентов внияния, утверждающих, что компания сидит на колоссальном бюджете, на который надо срочно показать работу и именно для этого сильно разрушили сеть Радио Сибирь и даже получили право вещания на УКВ-частоте в Москве. Как надолго это - не ясно, вроде УКВ ж планировали под новые диапазоны цифрового вещания. Но в пользу ряда версий - сам формат станции. При его даже невнимательном изучении снова приходит на ум история с клопами под стеклянным колпаком, которые не научились прыгать выше колпака, даже когда его сняли. Устаревший лет на 18 формат, невнятное название - то ли попытка простебать DFM и Пионер FM вместе взятых, то ли шо.... а ещё и лого, которое рисовала, походу, слушательница первого курса лекций об успехах советского балета в Японии… и странное наименование информационных блоков Пи-Пи-Новости, в которых вместо новостей - какие то нелепые цитаты из 10 лет уже как не модных пабликов… и есть опасение, что, если более 15 минут слушать это радио в машине с маленьким ребёнком и собакой в машине, то оба они при очередном информационном выпуске, сделают сидение мокрым...

Калина Красная. А всё могло быть так красиво. Бренд «Калина Красная» - из самых удачных названий радиостанции для женской аудитории 45+. Ассоциации с легендарным фильмом Шукшина, с одноимённой песней Вики Цыгановой и легендарной "Калины красной" Яна Френкеля и Евгения Синицына, название которое было выбрано Шукшиным для фильма - всё это плодородное поле, которое могло годами приносить урожай. Возьмись за это дело мастер, тут и Москва + СПб и сотня регионов приняли бы лучше, чем Радио Шансон. Но, гения на это дело не нашлось. Первые несколько дней изучения формата просто из симпатии к бренду поразили комментаторов невероятно безграмотным, нелепым, неровным, нелогичным подбором контента и отсутствием даже намёка на миссию радиостанции и в эфире и в лого и в маркетинговых материалах…

17

Русский Мир. Радио Матрёшка, вещающее уже в 2 городах Британии в диапазоне DAB+, вышло в Испании. Удивительным образом, это одна из самых интересных для наблюдения за её развитием станций. Открытий в плане программного наполнения она, может, и не сделала, но у неё и задача другая. Вместе с радиостанциями Русский Берлин (Германия), RUSA Radio, Miami FM, Русская Реклама (США), филиалами российских радиостанций в разных странах и местными эмигрантскими интернет-радиостанциям, она - часть Русского Мира. В минувшем году он обеднел из-за закрытия одной из первых подобных - Радио Спутник Финляндия, но именно по той причине, что теперь есть интернет. Порталы и соцсети доносят информацию, а стриминговые сервисы - музыку.

18

Что ещё? Радиостанция IZ.ru вместе с одноимённым телеканалом и порталом заняли нишу формата Евроньюс, один из спикеров радовался, что на московской частоте 107.0 Чемпионат Мира 2018 комментировали без купюр и пауз, в отличие от станций типа Бизнес FM, которые давали сводку дозированно, прерывая стандартным набором рубрик или Спорт FM, который спикеру не помню почему не сгодился…

Интернет-станция ТНТ Music вышла в первом большом городе на FM - вместо Авторадио, но не в России а в Киргизии, в Бишкеке на 100.9 FM

Сверкнул интернет-проект ХАЙП FM от бывших владельцев интернет-станции Русский Хит и нынешней Русской Волны и в контексте своего запуска и в контексте попытки региональной станции Маруся FM, следующей формату Жара FM зарегистрировать СМИ с названием Хайп FM...

Серебряный Дождь отметился в соцсетях фото Киркорова в студии.

Мегаполис - кратковременным пребыванием, приходом и уходом нового программного директора

Радио Вера удивило новым слоганом, наивным и, вместе с тем агрессивным “Светлое Радио”... но под этим слоганом уж лет 15 точно в УКВ-диапазоне Киева и нескольких городов Украины работает нишевая христианская радиостанция “Світле Радіо Еммануїл”, которая теперь просто “Світле Радіо” ТРК Еммануїл… раньше, если ничего не путаю, у Веры была речёвка типа “Радио для сомневающихся”, и это было ну очень мудро, а светлое в России - только пиво...

Хит FM спустя 20 лет завершил кармическую программу - выиграл частоту в Санкт-Петербурге… сам стал звучать и выглядеть ну прям оч модно… но вот история бренда под вопросом… да и “понятия”... хит - это что-то из лексикона 45-летних…

На Радио Джаз программным пришёл культовый персонаж Михаил Иконников, и это прям - позитивное событие.

А Школы Радио, меж тем, продолжают набор слушателей, но некоторые из них уже поймали ветер и перепрофилируются в школы YouTube-блогеров. Помнится, один знакомый около прогдир около 40 искал себе в ночной эфир гения лет до 23-х без опыта работы на радио, обещая его всему научить, но доводы, что 23-летние пожертвуют всем радио YouTube, но не станут рушить личную жизнь и учебный график ради того, чтоб читать погоду в ночном эфире станции, которая крутит музыку, которая ему точно не интересна.. так, вроде, и не нашёл… ну надо ещё лет 10 подождать, считаю..

А недавно статья смешная была про какого-то консультанта - прогдира какой-то чешской, кажется, станции, который приезжал в Россию и читал за деньги лекцию о том, как всё сделать круто. И там была какая-то невероятная пошлятина из начала 2000-х - типа, советы делать какие то рекламные ролики станции с элементами эротики и что то там мутное про эфир, кем быть и как себя вести…И ведь кто-то деньги за это платил, и стенограмму его спича на отраслевой сайт вешали, ой мама, смехопанорама.

То ли ещё будет!

2019 наступил, ждём новых чудес!