Пожалуй, животрепещущая тема для многих родителей, которые ну никак не ожидали, что их маленькое чудо вдруг станет неуправляемой нехочухой. Растерянность, страх и даже паника: «Что с этим делать?!» Предлагаю успокоится и разобраться.
По мере своего взросления ребенок переживает периоды кризиса и периоды интенсивного развития. Кризис – вызов для ребенка, возможность стать еще более развитым и самостоятельным. Кризис 3-х лет может начаться в 2,5 года и длится до 4 лет: у кого-то он проходит незаметно в виде парочки бунтов, у кого-то затягивается не месяцы.
Основными признаками данного кризиса считаются:
- негативизм - ребенок делает всё наоборот, даже если это вообще нелогично.
- упрямство - не настойчивость, а именно упрямство, когда ребенок стоит на своем до конца просто потому, что стал на эту позицию.
- строптивость - малыш протестует против привычного уклада жизни и отказывается делать даже то, что раньше очень любил.
- своеволие - стремится все делать сам, даже если еще плохо что-то умеет.
- бунт против окружающих –ребенок настроен против всех.
- обесценивание родных – проявляется в негативном отношении к маме, папе и остальным близким людям.
- деспотическое подавление окружающих – агрессивность и конфликтность, желание «рулить» всеми и всем.
Интересно то, что этот период необходим для развития личности ребенка. В это время у малыша:
- формируется способность отделять свои потребности от потребностей взрослого.
- происходит проверка границ дозволенного и отстаивание своих личных границ.
- формируется система «Я» - закладывается основа самооценки.
Смысл кризиса 3-х состоит в том, чтобы ребенок отделил свою личность от личности взрослого, актуализировал чувство «Я сам».
Что делать родителям с таким маленьким «деспотом»?
- сформулируйте для себя четкие правила поведения ребенка – что «можно» и что «нельзя» - это придает ясности вашему взгляду и уверенности (у меня в запасе есть парочка техник, пишите – поделюсь).
- конфликтуйте с ребенком максимально грамотно и конструктивно (иногда мы подавляем волю ребенка, иногда уступаем ему, иногда придумываем компромисс).
- позволяйте ребенку делать что-то самому, поддерживайте в нем это стремление и признавайте его новые способности.
- предоставляйте ребенку выбор, тем более, если речь идет о незначительных вещах.
- сохраняйте спокойствие и оставайтесь в позиции знающего и понимающего взрослого.
Восприятие данного кризиса как очередной ступени развития ребенка значительно облегчит жизнь родителям.