Борьба с зелёным.

Не с зелёным змием — с зелёным цветом. Вернее — с зелёной краской! Зелёный, возможно - самый трудный цвет, вечная головная боль и проклятье многих живописцев

Оставлю в стороне вопрос об оптике, истории и символике зелёного — . невозможно прибавить что-то к блестящей книге Мишеля Пастуро «Зелёный. История цвета» — могу только горячо её порекомендовать всем, кто ещё не читал.

Поговорим как художник с художником: о живописи.

Зелёный цвет даётся не каждому. Не верите – зайдите посмотреть на просмотр летней практики в любом художественном вузе, или на выставку какой-нибудь особло идейно-реалистической живописи.

Вас встретят сотни пейзажей унылого и однообразного заборного оттенка. И я не могу их упрекнуть – писать зелёный, особенно начинающему живописцу - адски трудно. Почему-то именно на зелёном спотыкаются все, кто выходит на пленэр: глаз радуется, а выходит – сущая дрянь, сплошное разочарование. Манкий, коварный, прекрасный, неуловимый цвет...

Лето вообще традиционно - не сезон для колориста: среди живописцев бытует презрительное "зелёнка". В русской живописи, как в русской поэзии важнее осень и весна. Зимой тоже красиво, но писать холодно!

Летом писать комфортнее всего, и летний пленэр, как правило, парадоксально оборачивается борьбой с зелёным цветом: можно, например, просто сбежать из зелёной-презелёной средней полосы на выжженный морской юг, или скалистый и мшистый север с серыми домами и тёмными елями. Если не удалось, в ход идут другие уловки, помогающие избежать "лобового столкновения" с чистым зелёным.

Художники, начиная с Моне, стараются писать не в середине дня, когда солнце "уплощает" зелёный цвет, а в переходных состояниях света, на низком солнце - утром, вечером, в сумерках, в тумане, или, хотя бы, в контражуре. На один вид сочного полуденного луга придётся десяток рассветов, сумерек, и т.д. позволяющих писать зелёный без зелёного.

Клод Моне - "Утро на Сене близ Живерни"
Клод Моне - "Утро на Сене близ Живерни"

А ещё можно переключиться с деревьев на другие сюжеты — вода, цветы, архитектура — главное, поменьше листьев всяких.

А уж самая непочтенная для живописцев пора лета — середина, когда зелень уже огрубела, лишилась весенней прозрачности, но ещё не выцвела, не приобрела сложности и разнообразия. Кандинский, известный не-любитель зелёного цвета, писал так - "Зеленый цвет есть основная летняя краска, когда природа преодолела весну - время бури и натиска - и погрузилась в самодовольный покой". Заметьте — в середине лета почти все деревья — примерно одного оттенка, сплошная монолитная масса, в которой за август, разнообразно выцветая, постепенно проявляются отдельные кроны — каждая сложно-зелёная по разному).

В общем, всё непросто...

Для меня, например, умение писать зелёный цвет всегда служило признаком настоящего колориста - тот, кто умеет писать зелёный, справится с любой живописной задачей.

С синим, красным, или любым другим цветом такого не происходит – почему?

Николай Волков, абсолютный авторитет в вопросах цвета в живописи, пишет: «Художнику полезно знать, что среди хроматических цветов хуже различаются по цветовому тону зеленые цвета (хотя абсолютная чувствительность глаза к зеленым лучам высокая). Это значит, что мы различаем значительно меньше оттенков зеленого цвета, чем оттенков, скажем, синего или желтого цвета... Низкую различительную чувствительность к зеленым легко видеть на ученических работах и этюдах любителей. В них зеленые деревья, зеленый луг чаще всего «покрашены» не только однообразно, но и стандартным зеленым цветом. Впрочем, тем же недостатком отличались работы многих художников.» — ну да, вот и я об этом!

Возможно, дело ещё и в том, что мы не располагаем на палитре таким же роскошным зелёным цветом, какие есть, например, в ряду синих: там глубокие и насыщенные (и светостойкие!) ультрамарин, индиго, прусская синяя, кобальт и т.д. Зелёные классически представлены небольшим набором: очень холодной изумрудной, красивыми, но тоже холодными и немного блёклыми кобальтами, ненасыщенной тускловатой совершенно непрозрачной окисью хрома. Есть ещё зелёные земли – сложные по цвету, благородные сдержанные пигменты, которые, впрочем, действительно зелёными можно считать лишь условно. Не могу промолчать про виридоновую, ужас первокурсников – насыщенный, но невыносимо вульгарный цвет, который соблазняет новичков обманчивым сходством с реальным цветом листвы - некрасивый в смесях, грубый, плоский и нестойкий.

А что если намешать его самому?

Ведь зелёный - смешанный, промежуточный цвет, находящийся в спектре между синим и жёлтым, и может быть получен соединением этих соседних цветов.

Всё не так просто.

Помню, на пленэрной практике на первом курсе училища мы с однокурсницей Олей пытались писать вообще без зелёного на палитре - смешивая синие и жёлтые, или охристые краски. Думаю, это было исключительно полезно с точки зрения воспитания глаза, и развития колористических навыков, но абсолютно безграмотно по технологии . Дело в том, что такие смеси неизбежно включают так называемые пигменты-антагонисты (земляные краски + окиси металлов, кадмии + кобальты и т.д.), смешивать которые нельзя: они со временем вызывают потемнение и искажение красочного слоя. Причём со временем - это не в следующем столетии, неправильно написанный этюд может почернеть за считанные недели.

Но это в масляных красках с их сложно химией. Водяные, быстросохнущие (акварель, гуашь, акрил) смешивать, конечно, можно, но всё равно чистый и глубокий зелёный цвет получить так не получится.

Есть даже книга на эту тему: Майкл Уилкокс - "Синий и жёлтый не дают зелёный". Можете почитать, но, если честно - название в ней самое примечательное.

Синий и жёлтый, конечно, дают зелёный, но получить чистый цвет таким способом невозможно - могут получиться сложные мутноватые оттенки зелёного. Краски и пигменты, увы, подчиняются не только законам оптики.

У художников прошлого с зелёными красками было ещё хуже: они "стоили слишком дорого (малахит, который вдобавок еще и чернеет со временем) либо плохо ложились (зеленая глина, которая из-за этого используется в основном как нижний слой), были нестойкими (растительные красители: крушина, сок ириса, сок порея) либо едкими и разрушали краски вокруг них или грунтовку под ними (искусственные окиси меди)." (М. Пастуро - "Зелёный. История цвета")

А вот очевидная идея получить зелёный из жёлтого и синего, как ни поразительно, почти до 18 века не приходила живописцам в голову. Возможно, и из за того, что по средневековой ещё традиции зелёный тогда располагался в спектре между красным и синим (!!!), и не мог естественно, получаться смешением. Только опыты Ньютона привели спектр к привычной для нас форме радуги.

Средневековье вообще идейно не пользовалось смешиванием красок, почитая только чистые и простые цвета. И, кстати, едва ли не самый прекрасный зелёный в истории искусства - именно готический, чистый и сверкающий цвет, сопоставленный с другими такими же звучными цветами - синим, жёлтым, и, особенно, красным.

Братья Лимбурги - "Великолепный часослов герцога Беррийского"
Братья Лимбурги - "Великолепный часослов герцога Беррийского"
Витражи собора в Аугсбурге - старейшие из известных витражей
Витражи собора в Аугсбурге - старейшие из известных витражей
Неизвестный мастер - миниатюра из средневекового пособия по охоте.
Неизвестный мастер - миниатюра из средневекового пособия по охоте.
Витраж собора в Кентербери
Витраж собора в Кентербери

Но и " великие итальянские художники XVI века (например, Леонардо, Рафаэль, Тициан) никогда не прибегали к этому способу: сегодня, после проведения многочисленных лабораторных анализов, мы можем сказать это с уверенностью." (М. Пастуро - "История цвета. Зелёный")

Рафаэль Санти - "Святая Варвара. Фрагмент "Сикстинской Мадонны"
Рафаэль Санти - "Святая Варвара. Фрагмент "Сикстинской Мадонны"

Один из самых известных исторических оттенков этого цвета - "именной" зелёный "Паоло Веронезе" - в честь великого венецианского колориста, который его прославил.

Паоло Веронезе - "Лукреция"
Паоло Веронезе - "Лукреция"

Кстати, первые опыты по смешению синего и жёлтого в живописи были сурово осуждены Французской Академией Художеств, как недостойные профессии живописца.

Но большинство пейзажистов прошлого и не нуждалось особо в зелёном цвете. Пейзаж был жанром второстепенным, и до импрессионистов мало кому приходило в голову, рисуя дерево, посмотреть на настоящее дерево: достаточно было уважаемых образцов.

Отсюда часто и и характерный "музейный" коричневатый тон зелёного в пейзаже. Поэтому зелёный на картинах старых мастеров часто достаточно условен - он скорее обозначает зелень, чем изображает.

Никола Пуссен - "Пейзаж с Полифемом"
Никола Пуссен - "Пейзаж с Полифемом"

В классическом пейзаже господствовала незыблемая система чередования "пяти планов" (в крайнем случае - трёх), из которых только один был более-менее зелёным.

Гиллис ван Коннигсло - "Пейзаж с Мидасом"
Гиллис ван Коннигсло - "Пейзаж с Мидасом"

Живописцы-романтики, наскучив канонами, уже стали выглядывать в окно мастерской на реальный мир, но он казался им слишком пошлым, и, несомненно, нуждался в серьёзной пластической "доработке". Зелёный цвет особенно "резал глаз", и всегда приглушался, чтобы ландшафт выглядел благороднее, как бы покрытым патиной, подобно старинному полотну.

Клод Лоррен "Деревенский праздник"
Клод Лоррен "Деревенский праздник"

Именно эпоха романтизма , с её "фи" всему обыкновенному, породила уморительную для нас практику писать пейзажи, да и просто возвышенно прогуливаться с приспособлением, которое получило название "Зеркало Клода" (Чёрное зеркало) - по имени знаменитого пейзажиста прошлого Клода Лоррена: выпуклое зеркало тёмного тона, позволяющее приглушить реальные цвета пейзажа, придав ему благородства и элегантности.

Современное зеркало Клода большого формата, установленное в аббатсве Тинтерн, Англия.
Современное зеркало Клода большого формата, установленное в аббатсве Тинтерн, Англия.

В одном они, оказались на удивление правы - с зелёным цветом всё не так просто, его нельзя прямо перенести на холст - он требует работы глаза, осмысления и тонкого подхода.

Импрессионисты первыми, пожалуй, увидели настоящий зелёный цвет без музейного "фильтра", и открыли его для зрителя во всём разнообразии.

Огюст Ренуар - " В саду"
Огюст Ренуар - " В саду"

Правда, у них для этого появились новые возможности - теория цвета была уже доступна, технически (транспорт, складные мольберты-этюдники, свинцовые тюбики) стало возможно писать непосредственно с натуры, и ассортимент зелёных красок заметно расширился. Походы в поля с этюдником не прошли даром.

Их зелёный - цвет, исполненный вибраций и оттенков.

Камиль Писарро  - "Осеннее утро в Эраньи"
Камиль Писарро - "Осеннее утро в Эраньи"

Возможно, это и есть один из секретов обращения с коварным цветом! Ведь почти всё, что вокруг нас есть зелёного - трава, листья деревьев - имеет очень дробную структуру, каждый "пиксель" которой - лист, травинка имеет даже не один, а несколько оттенков - в разных поворотах бликах, отсветах. А ещё эта масса цвета подвижна, нестабильна, изменчива - один порыв ветра, и всё меняется. Те художники, кто открыл это для себя, как правило, без труда справляются с "зелёными" сюжетами.

Конечно, это секрет не только импрессионистов.

«Констебль говорит, что превосходство зелени его лугов объясняется тем, что этот зеленый цвет представляет собой сложное сочетание множества оттенков зеленого. Недостаточная яркость и живость зелени у большинства пейзажистов происходит именно оттого, что они обычно передают зелень одним цветом». «То, что он говорит о зеленом цвете для лугов, применимо и ко всякому другому тону» - писал Делакруа.

Едва ли не самые красивые зелёные - у моего любимого Боннара. Его секрет - сложный многогранный цвет, сотканный из нескольких слоёв, подкладок и фактур. Зелёный цвет у Боннара не столько дробится и вибрирует, как у импрессионистов, скорее, светится и переливается. Сходите в Пушкинский, посмотрите его панно "Лето" - на первом этаже Музея искусства Европы и Америки.

Отчётливо "пиксельны" зелёные ландшафты у Климта. Наделённый острым чувством декоративной (в высоком смысле слова) поверхности, он раскладывает ландшафт на лаконичные цветовые пятна, каждое из которых мерцает тысячью мозаичных оттенков.

Сравнение с мозаикой не случайно - известно, что Климт вдохновлялся византийским наследием. С зелёным это "работает" очень точно - капризный цвет обретает у Климта богатство и глубину. Мне лично его "зелёные" холсты нравятся куда больше прославленых "золотых".

Неоимпрессонисты Сёра и Синьяк довели идею пиксельности до теории "дивизионизма" ("пуантилизма"), предлагающей получать сложный цвет не смешивая его на палитре, а составляя на холсте из бесчисленного количества точек чистого цвета.

Жорж Сёра - "Поле люцерны в Сен-Дени"
Жорж Сёра - "Поле люцерны в Сен-Дени"

Постимпрессионисты научились, подобно мастерам средневековья, наслаждаться чистым цветом и работать им, отказавшись от идеи о том, что цвет вообще должен воспроизводить реальность.

Зелёному цвету это пошло на пользу, и он расцвёл ярко, как никогда.

Довольно простые , как говорится, "из банки" , зелёные у Гогена пламенеют от соседства с розовыми, жёлтыми, терракотовыми пятнами. Изобретённый им (вернее, утащенный у Эмиля Бернара - но это длинная история….) метод, который он называл "клаузонизм" - использование чёрного контура усиливало плоскостность и силу цвета.

Поль Гоген - "Таитянские пасторали"
Поль Гоген - "Таитянские пасторали"

Мощно скульптурный зелёный у Сезанна - уже классика

Поль Сезанн  - "Мост над прудом"
Поль Сезанн - "Мост над прудом"

И особенно - фовисты любовались зелёным уже безотносительно к лесам и полям - просто как цветом, чистой радостью

Андре Дерен  - "Темза у Лондонского моста"
Андре Дерен - "Темза у Лондонского моста"

"Матисс не искал различий внутри зеленого поля на своем декоративном панно «Танец», но точный выбор этою зеленого предполагал также высокую различительную чувствительность." (Н.Волков "Цвет в живописи")

Анри Матисс - "Музыка"
Анри Матисс - "Музыка"

Всё, пора остановиться на этой яркой ноте.

Зелёный можно любить или не любить - как, напроимер, не любил его Кандинский - не устою перед искушением привести его крайне эмоциональное высказывание об этом цвете:

"Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей, но после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным. Картины, написанные в гормонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение. ... зеленый цвет действует, вызывая лишь скуку (пассивное действие). Пассивность есть наиболее характерное свойство абсолютного зеленого цвета, причем это свойство как бы нарушено, в некотором роде, ожирением и самодовольством. Поэтому в царстве красок абсолютно зеленый цвет играет роль, подобную роли буржуазии в человеческом мире - это неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех направлениях элемент. Зеленый цвет похож на толстую, одень здоровую" неподвижно лежащую корову, которая способна только жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами"

А я люблю зелёный!

И вот, на излёте зелёного сезона подвожу итоги рисовального лета. Один из главных - я перестала бояться зелёного цвета. Вернувшись после долгого перерыва к смешанным техникам, заново открыла для себя сложный, многослойный зелёный. Заодно задумалась - а почему вообще именно с зелёным так трудно? И - как с ним бороться, а ещё лучше - подружиться?

Итак:
К зелёному нельзя подходить просто, потому что в природе (где его больше всего)) он никогда не бывает однозначным и однотонным: листья, трава. ветер, движение и блики бесконечно дробят и усложняют его. Зелёный - это целое море тепло-холодностей, а не крашеная стена (спросите хоть у Сезанна!) Вспомните, как пошло и скучно получается зелёный на фото - когда камера упрощает и уплощает цвет, именно зелёный теряет больше других цветов. Если красить просто, как забор - получится забор.

А ещё - нельзя его просто пытаться воспроизвести, потому, что - опять будет забор. По наблюдениям за собой и другими художниками: если пытаться писать зелёный ради - будет катастрофа. Зелёный дружит с теми, кто не повторяет его, для кого не самоцель воспроизвести цвет. Мастера зелёного - те колористы, кто выстраивает цветовую гармонию с участием зелёного. Зелёный у передвижников - тоска смертная (зелёная!!), зелёный у Врубеля или Веронезе - музыка.

Михаил Врубель - "Утро" панно
Михаил Врубель - "Утро" панно

А у Матисса - так просто джаз!

Анри Матисс - Зелёный-4 из альбома "Джаз".
Анри Матисс - Зелёный-4 из альбома "Джаз".

А ещё зелёный слушается тех, кто умеет тонко работать с тональными отношениями - если говорить даже о сугубо реалистическом пейзаже, то такие мастера тона, как Левитан или Крымов справлялись с ним играючи.

Николай Крымов - "Утро"
Николай Крымов - "Утро"
Николай Крымов - "Заросший пруд"
Николай Крымов - "Заросший пруд"

Но Крымов, и его "Теория общего тона" - отдельная большая тема, я к ней обязательно вернусь!