Голос фермера: дешевле ремонтировать, чем покупать новое

За последние несколько лет цены на сельскохозяйственную технику буквально взлетели. На некоторые модели тракторов и зерноуборочных комбайнов даже в несколько раз. По этой причине многие аграрии задаются вопросом: стоит ли приобретать «новорожденную» машину прямо с конвейера. Альтернатив этому варианту сейчас несколько. Одни покупают машину после обновления – капитального ремонта. Второй вариант – доводить «механического помощника» до ума самим. До очередной посевной кампании осталось не так много времени, как кажется, поэтому с техникой, а точнее ее покупкой нужно скорее определяться. Да и после Нового года цены на нее, по традиции, наверняка вырастут. О своем опыте обращения с неновыми сельскохозяйственными машинами рассказали аграрии в рубрике журнала «Рынок АПК» «Голос фермера».

Василий Бубенцов, глава КФХ (Волгоградская область, Иловлинский район):

– В сельском хозяйстве я уже ни много ни мало 20 лет. Выращиваю самые ходовые культуры – зерновые и бахчевые. Площадь территории, где работаю, – 500 гектар. Для этого у меня относительно скромный парк сельскохозяйственной техники – три трактора и один комбайн. И вся техника еще с советских времен. К примеру, в основном я работаю на тракторе Т-150, который еще в 90-е годы выпустил харьковский завод. Покупал его подержанным у другого фермера примерно 4 года назад. Из серьезного ремонта только смена движка. Это обошлось мне в 30 тысяч рублей. Явно дешевле, чем новый трактор. А так машина работает исправно, у меня претензий нет.

Ему помогает другой трактор. Я говорю о гусеничном Т-4. Их выпускал Алтайский тракторный завод. Этот аппарат уже не такой послушный. Из-за особенности конструкции, в частности, гусеницы, его нужно постоянно ремонтировать. А если отдавать на капитальную «операцию», то придется все карманы вывернуть. В этом нет смысла, так что пускай дорабатывает свое.

Т-4
Т-4

Еще один трактор со всем известного минского завода – МТЗ 80. Он, как и остальные машины, с 90-х годов прошлого столетия. Может быть, даже и старше, сейчас уже точно сказать не могу. Сколько себя помню, минский завод работал всегда лучше остальных. Технику делал отличную. По крайней мере, раньше. Причем, этот трактор достался мне почти случайно. У другого фермера он без колес стоял в гараже и пылился. У него были средства на новые машины, а старичка оставил как игрушку детям. Ребятня постоянно с ним возилась и засыпала песком. Когда его отдали нам, мы его вычистили, поставили колеса на место, ничего, работает.

Что касается комбайнов, то у меня он только один, – «Енисей». С ним, конечно, проблем больше. Ломается все, кроме мотора. Обычно решить проблему можно прямо в поле. Но это столько времени и сил, но деваться некуда.

Мы с коллегами часто говорим о том, что нужно купить что-то новое в сельскохозяйственный гараж. Только вот денег нет. Хотя, если бы была возможность, то я бы взял даже не трактор или комбайн, а широкозахватное орудие. Оно значительно упрощает работу в поле.

Алексей Рудин, глава КФХ (Волгоградская область, Котельниковский район):

– С сельскохозяйственными культурами я работаю с 1997 года. Выращиваю самую ходовую – пшеницу на 600 гектарах. Для этого техники у меня больше, чем достаточно – это и комбайны, и погрузчики, и трактора. Но самые важные помощники на поле, конечно, трактора. Все они с харьковского завода.

Мы покупаем исключительно подержанные машины. Ищем по знакомым и приобретаем. Последний трактор, который купили, – ХТЗ-16131. Он 2008 года, взяли его в 2016-м. Эта покупка обошлась нам в 500 тысяч, сейчас понемногу его приводим в порядок, ставим детали по мере необходимости и возможности. Мы делали так же, когда покупали и два Т-150, на которых работаем. И каждый раз покупка и последующий ремонт все равно у нас выходят дешевле, чем новый трактора. А так ценники от двух миллионов и выше. Честно, даже не знаю, у кого есть такие деньги сейчас. Причем, мои знакомые много раз рассказывали про новые трактора. Люди отдают последние деньги, влезают в кредиты, а потом выясняется, что купили не новый аппарат, а обновленный, то есть после капитального ремонта. Поэтому мы сами приводим технику в порядок. Я уверен в том, что сделал сам.

ХТЗ-16131
ХТЗ-16131

Алексей Табаев, глава КФХ (Краснодарский край, Белоглинский район):

– На поле я работаю уже 9 лет, а интересоваться сельским хозяйством начал еще в начале 2000-х годов. Выращиваю зерновые культуры: пшеницу, ячмень, кукурузу и другие. Территория хозяйства у меня скромная – меньше 100 гектаров. Для такого объема много техники не нужно. Из своего у меня только два трактора, оба с минского завода, – МТЗ 82. Один из них я покупал новым еще 9 лет назад, когда начал работать. За все эти годы никаких серьезных поломок не было. Я имею в виду движок и другие важные составляющие машины. Только расходники, но без такого не обойтись.

Второй трактор старше, я купил его еще в 2000-х годах у другого агрария. Эту машину уже доводил до ума самостоятельно. И здесь тоже проблем нет, работает и не капризничает. Своего зерноуборочного комбайна у меня нет. Обычно договариваюсь с другими аграриями, они дают мне на время машину, а я им помогаю с тем, о чем просят. Вот такая взаимовыручка.

Я полагаю, что, когда территория такая маленькая, как у меня, просто нет смысла отдавать деньги за технику, тем более за новую. Она никогда не окупится, даже за пару десятков лет. Трактора, комбайны и все остальное нужно для промышленных масштабов, где территория измеряется тысячами гектаров. Тем более, сейчас до такого уровня взвинтили цены на технику, что о покупке новых аппаратов не может быть и речи. Поэтому дешевле либо самому ремонтировать, либо брать взаймы у других. Иного выхода не вижу.

Беседовала Виктория Чернова («Рынок АПК»)

Если вам оказалась полезна эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Еще больше интересной информации – на сайте нашего журнала – https://clck.ru/EgNYf, а также на нашем канале в Яндекс.Дзен.