Теплоход "Армения"-помним!

7 November 2018
693 full reads
1k story viewsUnique page visitors
693 read the story to the endThat's 64% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
             7 ноября 1941 года на Чёрном море вблизи Ялты произошла одна из самых страшных трагедий на водах. Немецкими торпедоносцами было потоплено санитарное судно теплоход «Армения», капитан В.Я.Плаушевский. На борту теплохода находилось, по разным данным, от 5 до 7 тысяч человек. Это почти 5 Титаников…Но почему-то мир хорошо знает и помнит трагедию на Титанике. О военной же катастрофе -теплохода «Армении», знают немногие…Хотя к слову сказать, саму трагедию в СССР засекретили. Дело №19 (гибель теплохода «Армения») было уничтожено в 1949 году. Более того, инициативные группы делали запросы в немецкие архивы, пытаясь найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению»,чтобы уточнить факт гибели теплохода, но ответ был : «Архив люфтваффе вывезен в СССР». О гибели санитарного судна «Армения» заговорили только в 80-х годах прошлого столетия.
7 ноября 1941 года на Чёрном море вблизи Ялты произошла одна из самых страшных трагедий на водах. Немецкими торпедоносцами было потоплено санитарное судно теплоход «Армения», капитан В.Я.Плаушевский. На борту теплохода находилось, по разным данным, от 5 до 7 тысяч человек. Это почти 5 Титаников…Но почему-то мир хорошо знает и помнит трагедию на Титанике. О военной же катастрофе -теплохода «Армении», знают немногие…Хотя к слову сказать, саму трагедию в СССР засекретили. Дело №19 (гибель теплохода «Армения») было уничтожено в 1949 году. Более того, инициативные группы делали запросы в немецкие архивы, пытаясь найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению»,чтобы уточнить факт гибели теплохода, но ответ был : «Архив люфтваффе вывезен в СССР». О гибели санитарного судна «Армения» заговорили только в 80-х годах прошлого столетия.
7 ноября 1941 года на Чёрном море вблизи Ялты произошла одна из самых страшных трагедий на водах. Немецкими торпедоносцами было потоплено санитарное судно теплоход «Армения», капитан В.Я.Плаушевский. На борту теплохода находилось, по разным данным, от 5 до 7 тысяч человек. Это почти 5 Титаников…Но почему-то мир хорошо знает и помнит трагедию на Титанике. О военной же катастрофе -теплохода «Армении», знают немногие…Хотя к слову сказать, саму трагедию в СССР засекретили. Дело №19 (гибель теплохода «Армения») было уничтожено в 1949 году. Более того, инициативные группы делали запросы в немецкие архивы, пытаясь найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению»,чтобы уточнить факт гибели теплохода, но ответ был : «Архив люфтваффе вывезен в СССР». О гибели санитарного судна «Армения» заговорили только в 80-х годах прошлого столетия.

Но сегодня, в день памяти её гибели, хочется обратиться к первоисточникам… к воспоминаниям выживших, и тех, кто стал случайным свидетелем её гибели…кто погиб в той катастрофе и есть факты документальных свидетельств.

И первое слово об этой трагедии хочется дать командующему Черноморским флотом, на тот момент -адмиралу Ф.С.Октябрьскому: "Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".

Пётр Моргунов, один из организаторов обороны Севастополя в 1970-х гг. в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии упомянул:
«6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт -теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых»

И.З.Вергасов- на тот момент начальник штаба Четвёртого партизанского отряда, в своей книге «Крымские тетради» писал об Армении:

«И открылась даль моря. Мы все одновременно увидели "Армению". Теплоход шел на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан... Сердца наши учащенно бьются, мы задираем головы и смотрим на открывшееся во всю ширь небо. Только бы не появились пикировщики! И вдруг крик Захара Амелинова:- Идут!!! Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах - трехстах. Мы видели лица летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель.Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь? Фашисты пикировали, как на учении. Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, оставив после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого…»

Катерник с морского охотника МО-04 М. М. Яковлев:

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва – не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать... Так оно и получилось».

«В октябре 1941-го, — вспоминает Владимир Комаров из посёлка Ленино, — детскому противотуберкулёзному санаторию, находившемуся в Ливадии, предписано готовиться к эвакуации. Мы должны были ехать в Ялтинский порт, но вдруг пришло сообщение: место на теплоходе отдано какому-то госпиталю. Не знаю, на каком теплоходе нас хотели эвакуировать, но через день на шоссе ниже санатория появились немецкие мотоциклисты, а последней из Ялты ушла «Армения». И ещё не могу забыть один эпизод. В ноябре 41-го я, выздоровев, бегал везде. С нашей горки Ялта не была видна, зато акватория порта — как на ладони. И вот днём, смотрю, выходит теплоход. Как только отошёл от порта, над ним закружились самолёты. Одни входили в пике, другие взмывали вверх. Настоящая карусель. Всё сопровождалось грохотом разрывов. Не знаю, чем кончилась схватка — мама затащила меня в комнату. Была ли это «Армения» — мне неизвестно. Но если она, то вблизи порта спасшихся могло быть больше.

А может, тогда ей удалось уйти, но уже дальше её догнал вражеский торпедоносец?»

Из выживших в той катастрофе, вспоминает Анатолий Бородий, ему было тогда 11 лет, его воспоминания записала сестра Галина Малышева: «Днём 6 ноября в наш дом в Севастополе ворвался отец, закричал: «Скорей собирайтесь! Возможно, уходит последний корабль». На причале много народа. Всё оцеплено. Раненых несли, вели, а кто сам шёл. Было много людей в белых халатах. А потом что-то произошло, и все стоявшие вокруг хлынули к теплоходу. Была такая паника, давка, что люди падали. Отец буквально втолкнул нас с мамой на корабль, и больше мы папу не увидели. Говорили, что скоро будем на Кавказе, а некоторые вдруг стали говорить, что идём в Ялту. Я уснул. Когда проснулся, было темно, мы опять стояли у причала. Спросил маму: «Мы уже в Ялте?». А она ответила, нет, опять у какого-то причала. Потом приплыли в Ялту. Там столпотворение ещё больше. Сначала грузили раненых, а потом опять началась давка. Какая-то женщина в белом халате протянула мне чайник и сказала: «Напои раненых, взрослый не пройдёт». Показала, где вода. Я просто ходил по людям». И ещё: «Когда отошли от Ялты, прилетел самолёт и сбросил торпеду. Корабль стал тонуть. Моряки сбросили две или три лодки. Кто-то нас с мамой со всей силой толкнул в лодку. Потом люди из воды поднимались в лодку. А самолёт стал расстреливать всех, очень низко летел. Почему-то мне кажется, что самолётов было два. Нашего теплохода уже не было, а вокруг плавали носилки, вещи и люди, почти все убитые. Потом подошли два катера, и нас туда пересадили. И убитых тоже поднимали».

Среди выживших, была и Анастасия Попова. Девушка была беременной, но плавала хорошо. И, несмотря на холодное море, самостоятельно доплыла до берега. О страшных минутах трагедии Анастасия вспоминала так:«6 ноября 1941 года я по совету знакомых решила эвакуироваться из Ялты. С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню».

Вере Чистовой тогда было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. В начале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула. А когда проснулась, с таким же неудачниками мы поднялись на здание центрального гастронома. Туман рассеялся, и «Армения» находилась в поле видимости, когда из-за гор вылетел бомбардировщик и бесшумно спикировал к теплоходу. На судне произошла вспышка, почти моментально оно раскололось, и… Я оглянулась: закричала женщина, у которой на борту была семья. Потом я уже видела лишь два сторожевых корабля, которые плыли в разные стороны от того места, где затонул теплоход.»

Ещё одна история: женщина с двумя маленькими детьми Аликом и Борисом, младшему было всего 4 месяца, успела выпрыгнуть с детьми за борт теплохода, и им удалось выжить и спастись. Но дети оказались в разных шлюпках…В результате старший сын потерялся... встреча уже взрослых братьев произошла лишь спустя 60 лет..."

Инициативными группами, кого очень интересует судьба Армении, восстановлены имена более ста погибших. Среди них врач Муратханов Джавад Фейзулла оглы. В январе 1942г. через Ворошиловский райвоенкомат г. Баку отцу Джавада пришла «похоронка» на сына за подписью военного комиссара медико-санитарного отдела Черноморского флота: «В борьбе с германским фашизмом погиб в море 7-го ноября 1941 года".

Также :Ираида Васильевна Турбина и Пётр Устинович Мажара-врачи,погибли на теплоходе Армения…

И всё-таки, хоть и была засекречена гибель теплохода Армения, интересную информацию можно найти в «Итоговом отчете по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941 — 1945 годов». Третий том этого закрытого документа оперативного отдела штаба Черноморского Флота сообщает, что «7 ноября 1941 года на санитарном транспорте «Армения» полностью погибли: «Севастопольский морской госпиталь» на 700 коек, военно-морской госпиталь ЧФ и его имущество, 5-й медико-санитарный отряд, базовый лазарет и так далее... число погибших — около 7000 человек, спаслось--8 человек. После гибели «Армении», ЧФ остался без медицинского обеспечения, и пришлось создавать главный госпиталь ЧФ №40, базовые лазареты, призвав врачей из запаса. Погрузка на один сан.транспорт всего состава нескольких лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой»...

В Крыму в Малореченском, храме-маяке- единственном в мире музее Катастроф на водах, есть табличка в память о гибели теплохода «Армения». Пожалуй, на сегодняшний день-это единственное место, куда можно прийти и возложить цветы в память о погибших на этом судне…Да ещё на ялтинскую набережную ,где на часовне тоже прикреплена памятная чёрная табличка… И хотя само судно ещё не найдено, но уже рассекретили списки членов экипажа теплохода…Это 152 человека…теперь известны…поимённо…

Вечная память погибшим 7 ноября 1941 года на теплоходе Армения!

Марина Титова.