Увидел "плохого" священника - и сразу веру утратил?

26 June 2019

Прочитала сегодня в Сети очередное стихотворение о том, как человек, увидев неприятно выглядящего попа, думает, что тот начнет сейчас просить у него деньги на сало, и вот герой стиха, не крестясь, выходит из храма и срывает с груди крест.

Ой, какого только детсада ни прочтешь иной раз… Если уж на то пошло, этакие трансформации (увидел одного "плохого" попа – и сразу брямц, и от всей предыдущей своей веры отказался) демонстрирует человек, слишком легко отказывающийся от своих принципов. Тот же Высоцкий подразумевал куда как более глубокое под:

"И ни церковь, ни кабак –

Ничего не свято!

Нет, ребята, все не так,

Все не так, ребята!"

Конечно, принципы – это не закостеневшее нечто, надо быть гибким. Но тот, кто по пустякам мечется из крайности в крайность, представляет собой жалкое зрелище, более того, является замечательным объектом манипуляций. Да и особой ценности такие быстро изменяемые принципы не имеют. Вот в данном случае сразу вопрос возникает: а зачем герой стихо вообще крестик-то на себя вешал, может, в качестве украшения? :)

Сколько существует официальная церковь – столько существует и привычка мирских людей над служителями этой церкви посмеиваться. Видно, уж так устроен человек, что надо ему надо всем, что он видит, смеяться.

Тут, правда, смех разный может быть.

Одно дело – когда человек просто по-доброму улыбается над «перекосами на местах», конструктивно и обдуманно критикуя, но не скоропалительно, с переходом на личности, критиканствуя.

И совсем другое дело – когда высмеивает то, что просто не способен понять, а потому пытается охаять. Ну, как в школе двоечники (не "идеологические", а банально ленивые) обхихикивают, а то и гнобят отличниц (не "зубрилок", а по-настоящему проникающих в суть учебы).
Наибольшей активности высмеивание достигло при большевиках, которые видели в церкви своего главного идеологического конкурента, а потому всеми способами старались этого конкурента из сознания масс вытравить.

Особенно в высмеивании церкви любят напирать на личные недостатки попов – дескать, и пьют, и курят, и… «излишествами нехорошими» балуются. Да и водкой торгуют исправно…

Так-то оно так. Но вам не кажется, что даже элементарным законам логики противоречит, если частности переносить на целое? То есть, увидев какого-то одного "нехорошего" попа, резко во всей религии, многими тысячелетиями складывавшейся, разувериваться глупо (равносильно тому, чтоб говорить, что все бабы – дуры, все мужики – козлы, все русские – ленивые пьяницы и проч.). Попы – это еще не вся церковь, а уж тем более – не вся религия. Всегда важно различать: 1) веру и церковь как официальный институт и 2) веру душевную, духовную.

Подписывайтесь на мой канал, я всегда рада интересным собеседникам! :)