Общеизвестный товарный знак

Недавно стало известно, что австрийская компания Red Bull добилась отмены правовой защиты в РФ товарного знака корейской компании BULLSONE CO LTD с изображением красного быка.

Недавно стало известно, что австрийская компания Red Bull добилась отмены правовой защиты в РФ товарного знака корейской компании BULLSONE CO LTD с изображением красного быка.

При этом знак у корейцев был зарегистрирован для индивидуализации товаров из категории автомобильной и бытовой химии, в то время как у Red Bull знак зарегистрирован в другой категории. Также BULLSONE CO LTD ссылались на то, что используют обозначение с изображением одного красного быка на фоне щита, в то время как Red Bull использует двух быков на фоне круга, что исключает сходство.

Однако Роспатент признал полностью недействительным предоставление охраны в РФ товарному знаку корейской компании BULLSONE CO LTD.

Как такое возможно?

Ведь известно, что товарные знаки получают охрану в отношении тех товаров и услуг, в отношении которых они зарегистрированы; классы этих товаров и услуг установлены в МКТУ; кроме того, большое значение имеет сходство до степени смешения. В рассматриваемом же случае классы товаров и услуг разные, да и сходства нет.

Все дело в том, что товарный знак Red Bull с 1 января 2010 года признан общеизвестным, о чем имеется соответствующее заключение Федеральной службы по интеллектуальной собственности. А общеизвестному товарному знаку законом предоставлены некоторые привилегии.

Что же такое общеизвестный товарный знак?

Согласно ст.1508 ГК РФ, по заявлению лица, считающего его товарный знак или обозначение общеизвестными, такие товарный знак или обозначение могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации.

При этом в п.3. той же статьи 1508 ГК РФ указано, что правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Кроме того, охрана общеизвестным товарным знакам предоставляется бессрочно.

На момент написания этого материала в России зарегистрировано 195 общеизвестных товарных знаков. В основном – это бренды крупных компаний, такие как Coca Cola, Red Bull, Сбербанк, Reebok, Газпром, Билайн, НТВ, Intel, Яндекс и др.

Общеизвестным может быть признан как уже зарегистрированный товарный знак, так и не зарегистрированное обозначение, но которое широко используется в качестве товарного знака и широко известно.

Чтобы признать товарный знак общеизвестным, необходимо подать в Роспатент заявление установленного образца.

Это заявление будет рассматривать специальная комиссия, которая либо признает знак общеизвестным, либо выдаст отказ. В заявлении приводится обоснование общеизвестности обозначения, также можно приложить документы, подтверждающие узнаваемость (исследования, заключения экспертов, социологические опросы и т.д.).

Одними из важнейших критериев при определении узнаваемости товарного знака является его фактическое использование, реклама (и затраты на нее) и упоминания в СМИ. Также принимаются во внимание продолжительность использования знака и интенсивность такого использования.

P.S.

Права на средства индивидуализации и авторские права – это две ветки большой отрасли: права интеллектуальной собственности.

Моя специализация – это авторские права, она достаточно узкая, но в повседневной деятельности часто встречаются задачи на стыке и, конечно, приходится ориентироваться во всех нюансах отрасли.

Однако если перед Вами стоит задача признания товарного знака общеизвестным, то Вам необходимо обратиться к патентному поверенному, имеющему именно такую специализацию (при сдаче аттестационного экзамена будущий патентный поверенный указывает свою узкую специализацию; товарные знаки – одна из них).

Патентный поверенный обеспечит правильное заполнение всех необходимых документов, расскажет о том, какие приложить доказательства и обеспечит подачу пакета в Роспатент.

Я поддерживаю контакты с такими специалистами в Москве и в Санкт-Петербурге. Вместе мы уже не раз успешно помогали клиентам в решении их задач. Обращайтесь и Вы – мы обязательно поможем.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав!