Выплаты в РАО за собственные песни

На днях в СМИ проскользнула публикация о том, во сколько обойдутся организаторам новогодние корпоративы в части оплаты авторских отчислений за использование музыки. В тексте мне встретилось упоминание о том, что платить в РАО организаторам придется, даже если артисты исполняют на мероприятии свои собственные песни.

На первый взгляд абсурд и бред – если я исполнитель и работаю за гонорар от конкретного организатора, то при чем тут вообще РАО? То же и с позиции организатора – я плачу гонорар артисту прямо в руки за то, что он поет свои собственные песни, при чем тут РАО?

Так-то оно так, но закон, к сожалению, говорит об обратном.

Организация по управлению правами на коллективной основе (РАО, например) собирает авторские вознаграждения за публичное исполнение, а потом, по идее, должна передавать это вознаграждение правообладателю, оставляя себе процент «за услуги». Ключевые слова тут: «за публичное исполнение». На основании свидетельств о государственной аккредитации, РАО имеет государственную аккредитацию на право управления исключительными правами на произведения и сбор вознаграждений в отношении их публичного исполнения. И только публичного исполнения. Такая аккредитация в силу п.3. ст.1244 ГК РФ дает РАО право на управление правами и сбор вознаграждений даже для тех правообладателей, с которыми у РАО не заключены договоры, то есть «в интересах» вообще всех правообладателей планеты Земля. Здорово, правда?

При этом есть позиция Пленума Верховного Суда РФ, изложенная в Постановлении №5, Постановлении Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009.

Судьи сказали: «Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение».

То есть если указанное выше лицо (организатор) не заключит договор с РАО, то РАО может обратиться в суд. Однако и в упомянутых Постановлениях и в п.2. ст.1243 ГК РФ говорится о том, что договор может быть заключен не только с организацией по управлению правами, но и с самим правообладателем. При этом следует учесть в договоре именно тот способ использования произведения, которым оно используется на концерте – публичное исполнение. И в этом случае организация по управлению правами на коллективной основе теряет право на сбор вознаграждения.

Это подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 №51, в пункте 3 которого говорится, что « если при рассмотрении иска организации по управлению правами на коллективной основе в защиту прав конкретного правообладателя судом установлено, что между ответчиком и правообладателем имеется лицензионный договор о предоставлении права использования спорного результата интеллектуальной деятельности использованным ответчиком способом, то при отсутствии условия о праве на сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав в таком договоре суд отказывает в удовлетворении иска».

Таким образом, получается вот какая картина. Если Вы – организатор мероприятия и нанимаете на свое мероприятие артиста, который будет исполнять свои же песни (важно, чтобы он сам был правообладателем), но не хотите при этом, помимо гонорара артисту, еще и платить организации по управлению правами на коллективной основе, то Вам необходимо заключить с артистом еще и договор о предоставлении Вам, как организатору, права использования произведений путем публичного исполнения.

Согласно указанным выше позициям высших судов это избавит Вас о необходимости общаться с РАО. При этом обязательно учтите в договоре именно те произведения, которые будет исполнять автор, иначе это приведет организацию по управлению правами на коллективной основе к зацепкам, которые выльются в требование оплаты за те произведения, которые не вошли в Ваш договор и долгие судебные процессы, как это было у концертного агентства «Мельница XXI век» в 2011 году.

© Андрей Макаров 2018г. Использование материалов допускается исключительно при условии указания активной гиперссылки на источник.