Знакомьтесь - Авторское право

Авторское право сегодня – это одна из самых востребованных отраслей права. В связи с развитием информационных технологий и, в частности, интернета, донести до аудитории свои произведения в наши дни как никогда просто. Современные устройства в два нажатия кнопки позволяют создавать видеоклипы, записывать музыку, делиться стихами и прозой. Создав произведение и опубликовав его в Интернете, автор уже на следующий день может проснуться знаменитостью, и таких случаев немало.

Неудивительно, что с увеличением объема информации, вводимой в оборот гражданами нашей огромной страны, увеличилась и потребность в защите интересов правообладателей.

Вокруг достойных, заслуживающих внимания произведений и авторов, практически всегда образуется ряд правонарушителей, жаждущих нажиться на чужом таланте. Однако бывают случаи, когда граждане становятся правонарушителями и неосознанно, без корыстного умысла, а просто из-за незнания закона.

Чтобы получить грамотный ответ на вопрос об авторском праве, порой не хватает времени, опыта или знаний. Недаром авторское право считается одним из самых сложных разделов современной юриспруденции. В этой статье мы только начнем знакомство с авторским правом.

История авторского права в России насчитывает почти 200 лет. В 1829 году было издано первое положение об авторском праве, затем в 1830 году вышел закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». А уже в 1911 году было принято революционное для России того времени «Положение об авторском праве», впитавшее в себя дух западных законов об охране интеллектуальной собственности.

С этого времени на протяжении всех периодов истории Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации нормы об авторском праве в том или ином виде присутствовали в нашем законодательстве.

Самым известным законом, о котором слышал, пожалуй, каждый, является закон «Об авторском праве и смежных правах». Удачное и понятное обывателю название этого закона, вышедшего в 1993 году, прочно укрепило его в памяти российских граждан. Закон «Об авторском праве и смежных правах» действовал 15 лет. Хотя, несмотря на то, что он уже давно утратил силу, многие до сих пор используют это название в повседневной речи.

По результатам переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию требовалась серьезная реформа права интеллектуальной собственности в нашей стране. Поэтому началась работа над созданием новых норм, отвечающих требованиям быстро развивающейся мировой отрасли информационных технологий, но при этом сохраняющих защиту традиционных объектов. Новые положения решено было кодифицировать.

Таким образом, в 2008 году они вошли отдельной четвертой частью в Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно Гражданский кодекс в настоящее время и регулирует все отношения, связанные с объектами авторских прав и другими результатами интеллектуальной деятельности.

Как ни странно, несмотря на востребованность отрасли авторского права и интеллектуальной собственности, в нашей стране не так уж и много юристов, специализирующихся в этой области. Особенно остро ощущается нехватка узкоспециализированных юристов по авторским правам в регионах. Как рассказывают клиенты, обращающиеся за юридической поддержкой, найти юриста со специализацией по авторским правам, например, в Курске, Смоленске или Анадыре практически невозможно. По их словам, специалисты по авторским правам сконцентрированы в основном в Москве и Санкт-Петербурге, а в глубине страны этой отраслью практически никто не занимается.

Так, например, на 1 января 2017 года в России имелось всего 1816 патентных поверенных.

Патентными поверенными признаются граждане, получившие статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и защитой интеллектуальных прав.

Однако стоит отметить, что не только патентные поверенные вправе заниматься делами о защите интеллектуальных прав. Скорее даже наоборот. Вести дело или консультировать по авторскому праву может любой юрист без получения каких-либо специальных статусов. Патентные поверенные же имеют каждый свою узкую специализацию. Кто-то специализируется на изобретениях, кто-то на товарных знаках, кто-то в области защиты промышленных образцов. Суть работы патентного поверенного состоит преимущественно в обеспечении правильного делопроизводства при взаимодействии правообладателей с Роспатентом. В круг интересов патентных поверенных чаще входят именно объекты патентных прав, нежели объекты авторских прав. Поэтому вряд ли можно сказать, что имеет место серьезная конкуренция между патентными поверенными и адвокатами и юристами, практикующими в области интеллектуальной собственности - у каждого свои задачи.

При этом именно объекты авторских прав все чаще становятся предметом споров по всей стране. Перечень объектов авторских прав установлен в ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Музыкальные произведения, литературные произведения, фотографии, объекты дизайна, произведения декоративно-прикладного искусства, компьютерные программы и даже хореографические произведения – все это объекты авторских прав. Именно с ними чаще всего сталкиваются деятели культуры. Стоит отметить, что перечень объектов авторских прав не является исчерпывающим. Упомянутая статья ГК предусматривает, что к объектам авторских прав могут быть отнесены и иные виды произведений.

Основной ошибкой при работе с авторскими правами и соответствующими документами обычно является использование устаревшей терминологии. Как уже отмечалось, закон «Об авторском праве и смежных правах» настолько прочно укрепился в нашей памяти, что его формулировки и термины до сих пор широко используются при составлении договоров, положений или даже в процессуальных документах. Однако такая подмена понятий при распоряжении объектами авторских прав может доставить немало проблем. Ведь в действующем законодательстве используются совсем иные понятия, порой не совпадающие ни по формулировке, ни по смыслу с нормами старого закона.

В отношении распоряжения результатами интеллектуальной деятельности (в том числе объектами авторских прав) Гражданский кодекс предусматривает следующие понятия:

1. Отчуждение исключительного права на произведение.

Исключительное право – это имущественное право. В кодексе используется именно понятие «исключительное право», но никак не «исключительные права», что является частой ошибкой при составлении документов. Первоначально оно возникает у автора, но впоследствии может принадлежать и другому лицу. Исключительное право отчуждается в полном объеме (ст.1234 ГК РФ) без любых ограничений и на весь срок действия исключительного права. После заключения такого договора автор теряет возможность распоряжаться исключительным правом на произведение, а сохраняет лишь личные неимущественные права (такие как право на имя, право авторства).

2. Предоставление права использования произведения.

Правообладатель (тот, кто обладает исключительным правом) вправе предоставить другому лицуправо использования произведения.

Для этого заключается лицензионный договор. Это как раз та ситуация, когда ошибочно используется формулировка 1993 года и заключается некий договор о предоставлении «неисключительных прав». Понятия «неисключительные права» в действующем законодательстве нет. Правильным будет – «предоставление права использования».

Лицензионный договор заключается на определенный срок, и лицензиат (пользователь) вправе использовать произведение только теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

В свою очередь лицензионные договоры могут делиться на договоры о предоставлении исключительной лицензии и неисключительной лицензии.

а) исключительная лицензия – это предоставление права использования произведения без сохранения за правообладателем права выдачи лицензий другим лицам.

Обратите внимание: именно тот, кто предоставляет право в данном случае лишается возможности заключения аналогичных договоров. Это дает возможность пользователю произведения получить эксклюзивные права, которых не будет больше ни у кого.

б) неисключительная лицензия - предоставление права использования произведения с сохранением за правообладателем права выдачи лицензий другим лицам. То есть правообладатель праве заключать такие же договоры на то же произведение с кем угодно.

Кроме того, лицензионные договоры делятся еще и по признаку возможного или невозможного сублицензирования. То есть договором может быть предусмотрено или не предусмотрено право уже пользователя на предоставление права использования этого произведения.

Использование правильной терминологии – залог успешного взаимодействия в будущем. В случае возникновения спора или в случае дальнейшей передачи интеллектуальных прав именно правильно использованные понятия обеспечат успех и безопасность всех заинтересованных лиц. И это очень важно, так как современное законодательство предусматривает весьма серьезную ответственность за нарушения. Так, например, за нарушение исключительного права правообладатель вправе требовать с нарушителя выплаты компенсации в размере до 5 000 000 рублей. Кроме того, для нарушителей предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

© Андрей Макаров 2018г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.