Arch Enemy- Stigmata (1998)

Arch Enemy
Stigmata
1998

Швеция
46:20
Melodic Death Metal

Второй альбом Arch Enemy.
После выхода дебютника "Black Earth" группы Arch Enemy, как таковой, не существовало. Майкл Эмотт считал это разовым проектом и продолжать не планировал, потому и все музыканты, игравшие на "Black Earth", были отправлены по домам и прочим проектам. Но "Black Earth" взлетел (хоть и не высоко) и лейбл Century Media предложил Майкл контракт. А когда крупный лейбл в мире метала предлагает контракт, то обычно не отказываются. И Майкл стал собирать группу по новой.
Ладно младший брат Кристофер крутился под ногами, и был не против поиграть еще. Лиива был не против попеть еще. То есть костяк группы, два гитариста и вокалист, есть, а остальное всё решаемо.
Кристофер Эмотт после выхода "Black Earth" собрал свою группу, под нетривиальным названием "Armageddon". Вот именно из этой группы Майкл для записи альбома  "Stigmata" позаимствовал ритм-секцию - басиста Мартина Бенгтссона и ударника Петера Вильдура. По поводу этих двух истории в инете расходятся - то ли они брались на постоянно, но не прижились в группе, то ли они и брались, как сессионщики, только для записи этого альбома. В любом случае - что Вильдур, что Бенгссон записали с Arch Enemy только альбом "Stigmata".
А клавиши на альбоме записал Фредрик Нордстрем, который заодно был и продюсером записи. Нордстрем - именитый дядька, записывавший At the Gates, Dark Tranquillity, In Flames и остальной легион шведского МДМ.
В октября 1997 года альбома был записан и сдан лейблу в производство. Дальше группу покидает Вильдур. На его место приходит Даниэль Эрландссон. С Эрландссоном записывали и "Black Earth", и до сих пор он группе стучит. Так что официально за всю карьеру Arch Enemy в группе был один ударник, а Вильдур так - безымянный сессионщик.
То ли чтобы Даниэля отметить на "Stigmata", то ли распираемый от качества своих новых песен, но Майкл просит лейбл тормознуть выпуск альбома, и в январе 1998 года группа записывает в студии еще несколько песен. Одна из записанных песен, "Beast of Man", добавляется в альбом. Причем добавляется первым треком, поэтому трек "Stigmata" - двухминутная инструменталка, которая явно задумывалась, как интро, оказывается только вторым треком.
5 мая 1998 года "Stigmata" выходит. Изданий за эти годы у него наберется немало, но они все примерно об одном и том же. Основных несколько:
- "стандартное" издание - 9 песен.
- "японец" с тремя бонусами - минутная инструменталка "Hydra", записанная с Вильдуром "Damnation's Way" и записанная с Эрландссоном "Diva Satanica". В Японии альбом вышел раньше, чем в остальном мире - в марте 2008 года.
- в 2009 году Century Media выпустил переиздание бэк-каталога Arch Enemy, в том числе и этот альбом. На издании 2009 году были все три японских бонуса и четыре песни в концертном исполнении. Все лайвы были взяты с концертника "Burning Japan Live 1999" 2000 года.
- и в 2011 году вышло очередное японское издание, на котором к треклисту издания 2009 года еще добавили песню "Aces High" - кавер на Iron Maiden.
Собственно, не богато у альбома с бонусами. Три японских бонуса (минутная инструменталка не в счет, остается всего две песни). "Burning Japan Live 1999" все, кто хотели, и так послушали. А "Aces High" выходила бонусом на некоторых изданиях альбомов "Black Earth" и "Wages of Sin". (Да и на нескольких трибьютниках Iron Maiden она была, так что ни разу не раритет.)
В России альбом официально издавался один раз. В 2004 году его выпустило "Фоно". Понятно из года издания, что у нас выходила только стандартная 9-песенная версия альбома. Издание "Фоно" я себе и купил.
Оформление. Джевел. Буклет на восемь страниц. В буклете напечатаны тексты всех песен, треклист и состав группы. Ну и плюс фотографии музыкантов (никакого Вильдура, только Эрландссон). На последней странице буклета напечатана информация о записи и обильные "спасибо" от группы. На инлее напечатана мордочка с обложки, только сильно затемненная и написан треклист. На заднике снова рисунок с обложки и снова треклист.
Слушаем. Золотая середина периода Лиивы. "Black Earth" был сыроват. Со следующего альбома, "Burning Bridges" уже началось упрощение/облегчение музыки, которое продолжилось с приходом Госсов. На "Stigmata" же эталонный дэт имени Эмотта - и достойный продолжатель "Heartwork".
Дэт с мощными риффами, разбавленный многочисленными солягами обоих Эмоттов. Плюс элементы хэви и трэша. Получился достаточно самобытный вариант дэта - не такое месиво, как, допустим, у Hypocrisy, но и не такая "легкость", которая в то время присутствовала у In Flames и Dark Tranquillity. (Я все эти группы вспомнил, потому как технически они все относились к шведскому МДМ.)
Такая вот прекрасная смесь из рубилова, но и при этом сильно мелодичная и технически грамотная. И да, мне игра Вильдура на этом альбоме нравится больше, чем игра Эрландссона на всех прочих альбомах Arch Enemy. Вместе взятых.
И Лиива на "Stigmata" хорош. Его вокал - не стандартный гроул, а такой вариант харша, что кажется что он одновременно охрип, простыл и курит уже лет двадцать. Приятственный хриплый вокал, который хорошо ложится на такой тип музыки.
Итого. Из периода Лиивы "Stigmata" однозначно лучший альбом. Из всей дискографии Arch Enemy - не знаю, сложно оценивать - с Госсов группа другим путем пошла, но мне кажется, что "Stigmata" всё одно где-то в тройке лидеров.

9 / 10