Джек Макдевит - Военный талант (1989)

Джек Макдевит - Военный талант

Jack McDevitt - A Talent for War

1989

Второй роман Макдевита и первый роман из цикла об Алексе Бенедикте, вышедший в феврале 1989 года.

Долгое время это был единственный роман о Бенедикте - Макдевит начал штамповать продолжения через 15 лет после выхода "Военного таланта". Также это единственный роман, который написан от лица Бенедикта, во всех его продолжениях повествование идет от лица напарницы Бенедикта, Чейз Колпат.

Что-то около двенадцатого тысячелетия. Человечество колонизировало космос. Жизнь тихая мирная, люди, в основном, плюшевые. Последняя серьезная заварушка была за 200 лет до описываемых соседей, и то, не между расселившимися на разных планетах бывшими землянами, а с расой ашиуров, "чужих". Герои той войны почитаются на разных планетах. Например, легендарный предводитель первых повстанцев Кристофер Сим.

Та война хорошо задокументирована, и технологии позволили воссоздать буквально каждый бой с ашиурами. Но находятся люди, которые до сих пор ковыряются в истории тех побед, выискивая слепые пятна на официальной истории.

Один из таких людей - историк и археолог Гейб Бенедикт. Гейб занимался историей последних боев Кристофера Сима и легенд, которые его окружали. А затем Гейб умер. И с этого момента начинается роман.

Племяннику Гейба, Алексу, достается в наследство неплохое количество денег и последняя неразрешенная дядина загадка. И Алекс начинает идти по следам дядиных исследований о событиях двухвековой давности.

И обещанная научная фантастика от Макдевита на поверку оказывается детективом-квестом в космическом антураже. Алекс Бенедикт ковыряется в старых документах, шарится по архивам, разговаривает со свидетелями, штудирует учебники - только к очередному свидетелю он ездит не на поезде в соседний город, а летает на космическом корабле на соседнюю планету. Да иногда читает не письма, а общается с голограммами. Неожиданная такая фантастика. Больше похоже на олдскульные приключенческие романы - ощущение еще усугубляется манерой написания - роман написан как воспоминания Алекса о давно минувших днях.

Макдевит, как смог, "нарастил мяса" на созданный им мир. Постоянные упоминания выдуманных художников, политиков, поэтов, исторических личностей дают ощущение реальности мира Бенедикта - в отличии от многих других космоопер. Но всё одно - современность Алекса описана слабо (книга небольшая, да и еще большее растекание мыслью по геополитике было бы уже излишеством).

Книга написана так, что история о войне значительно интереснее, чем современность Бенедикта. Главный герой вообще, как нарочно, сделан максимально безликим. Вроде целую книжку о нем прочитал, а ничего, кроме нескольких коротких характеристик, и сказать о нем не могу. А вот о объекте исследования Алекса, Кристофере Симе, Макдевит написал значительно больше. Может и правильно: сразу понятно, кто тут главный герой, а кто почти безымянный рассказчик.

Алекс долго исследует космические бои Сима, и это не проходит для него даром - на последних тридцати страницах роман превращается в космобоевик, с боем уже в современности Алекса. И Бенедикт довольно хладнокровно планирует уничтожение корабля ашиуров.

Финальный твист с двигателями Сима сначала показался натяжкой, но при перечитывании понял, что Макдевит весь роман намекал на то, что "Корсариус" - корабль с особенностями.

А концовка романа жизненная - Бенедикт правду узнал, но всем остальным оказалось наплевать. Ни к чему ковыряться в красивых легендах. Это как с "28 панфиловцами" - то ли был подвиг, то ли не было подвига, то ли подвиг был, да не такой, каким описала его советская пропаганда. Сейчас уже всем пофиг, а вот слово "панфиловцы" стало нарицательным. Так же и во вселенной Бенедикта - имя Сима и легенда о Семерке стали коннотацией слова героизм, и никому уже не интересно, что там произошло на самом деле.

Итого. Редкий зверек на книжных полках - космодетектив. Сам мир вышел "бедноватым", но сюжет в этот антураж вписан просто отличный.

8 / 10