СКАНДИНАВЫ ВОЗГЛАВЛЯЮТ РЫНОК PEV

В первом полугодии 2018 года продажи PEV в Европе достигли 195 тыс., что на 42% выше, чем за тот же период 2017 года. К категории PEV в Европе относятся все электромобили на аккумуляторах (BEV) и подзаряжаемые гибриды (PHEV) в виде легковых и легких коммерческих машин. Доля PEV на европейском рынке легковых автомобилей достигла 2,2% в июне и 2% за первое полугодие. Тенденция, пока, указывает на дальнейшее увеличение их доли, примерно, на 40% к завершению года. Соответственно, 51% продаж в категории приходится на чистые электромобили BEV, а 49% – на PHEV. При этом за отчетный период было реализовано лишь 87 ед. транспортных средств на топливных элементах (FCEV), по сравнению с 66 ед. за аналогичный период прошлого года. Такие мизерные цифры с учетом стоящих за ними мощных брендов типа Hyundai и Toyota говорят сами за себя.

Немецкий рынок стал основным мотором прироста объемов рынка PEV. Даже если темпы роста этого рынка и не достигнут в этом году 100% по сравнению с прошлым годом, то и уже достигнутые за первое полугодие 52% в сочетании с огромным размером немецкого рынка подталкивают объемы всего европейского сегмента вперед. Норвегия по-прежнему остается крупнейшим в Европе рынком для PEV с ошеломляющей другие страны долей в 37% от всего рынка легковых автомобилей. Если считать только легковые автомобили, то за первую половину 2018 года доля составила, вообще, 46,5%. Это отличный показатель того, что возможно достичь в продвижении электропривода, при надежно выстроенной системе льгот по транспортному налогу, парковке, бесплатному пользованию автомагистралями и паромами, значительно меньшими эксплуатационными расходами и хорошо развитой инфраструктурой зарядки аккумуляторов.
Все страны Европы отмечают рост рынка PEV в первом полугодии 2018 года, у многих его рост превышает 2-кратный, хотя и с низких начальных цифр. По итогам всего 2018 года ожидается, что продажи в Европе составят 430 тыс. электромобилей и гибридов, а их рыночная доля достигнет 2,35%. Это относится ко всем странам ЕС и ЕАСТ. В настоящее время европейский парк PEV насчитывает более 1 миллиона машин, а по итогам нынешнего года он увеличится до 1,35 млн.

Среди европейских стран в первой половине 2018 года рейтинг продаж PEV по-прежнему возглавляет Норвегия. В июне было реализовано 36,5 тыс. таких машин, а по итогам 2018 года ожидается 84 тыс., что составит 45% норвежского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей. Тем не менее, продажи в Германии растут еще быстрее, так что ожидается, что она займет по итогам нынешнего года лидирующую позицию в Европе с регистрациями в объеме 88,5 тыс.
Хотя все рынки европейских стран и продемонстрировали рост в первой половине 2018 года, но с разным темпом. Так, продажи в Нидерландах и Дании оказались высокими после нескольких лет потерь объемов продаж из-за неудачных схем стимулирования. Франция и Великобритания продолжают лишь умеренный рост, из-за того что их отечественные OEM-производители (PSA, Ford и Vauxhall) не располагают привлекательными предложениями в данном сегменте. Бельгия сократила льготы для премиальных PHEV и поэтому продажи выросли всего на 4%. Все остальные страны показали двукратный или тройной рост в течение данного периода, хотя и с меньших стартовых позиций.

В целом объем продаж PEV в Европе вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. За первый квартал продажи увеличились на 40%, а за второй – на 45%. Возможной проблемой для высокого роста во второй половине года может стать дефицит поставок. На сегодня срок поставок машин, имеющихся на складе составляет только 4 дня при двухмесячном ожидании заказа. В число моделей с очередями более чем 10 тыс. входят Hyundai Kona, VW e-Golf, Jaguar I-Pace и Nissan LEAF, причем, все из них электромобили.

На этой диаграмме показана доля электромобилей (BEV) и гибридов (PHEV) среди всех легковых автомобилей, продаваемых в стране, и их доля на европейском рынке в целом.
За исключением Дании, где рынок обвалился из-за резкой смены налогообложения электромобилей и гибридов, прочие скандинавские страны идут в лидерах рынка PEV. Норвегия, можно сказать, уже располагает давней традицией эксплуатации электромобилей, можно вспомнить, например, ранние микроэлектромобили Th!nk и Buddy, а массовое распространение электромобилей в этой стране началось на несколько лет раньше других европейских стран.

Благодаря продуманным и стабильным стимулам в виде щедрых налоговых льгот и прочих преференций именно электромобили стали выгодной альтернативой обычным легковушкам, несмотря на достаточно большие годовые пробеги и довольно жесткий норвежский климат с сильными зимними холодами. Их распространению также помогает дешевое электричество на 99% генерируемое гидроэнергетикой. В аналогичной ситуации находится и Исландия.

Соотношение BEV и PHEV сильно варьируется на разных рынках, сильно зависящих от национальных схем стимулирования. Подзаряжаемые гибриды PHEV захватили большую долю рынка по сравнению с 2017 годом, чему способствовало растущее количество продаж немецкими автобрендами. За первое полугодие 2018 года на долю гибридов пришлось 51% продаж моделей с электроприводом в Европе.
Именно на PHEV приходится большая часть высоких продаж в Исландии, Швеции и Финляндии. Можно ожидать, что грядущие схемы стимулирования уменьшат поддержку сегмента PHEV в пользу чистых электромобилей BEV. Примером стало, например, введение с 1 июля в Швеции более жесткого налогообложения таких транспортных средств по системе «бонус-малус». Это привело к росту BEV на 10% в июльских регистрациях.