Он был известным русским художником, морских пейзажев и портретов

Годы Жизни: 17 июля 1817 г. - 19 апреля 1900 г.

Иван Айвазовский
Иван Айвазовский

Иван Айвазовский был известным русским художником, специализирующимся на морских пейзажах и портретах. Он родился в семье обездоленного армянского купца в крымском городе Феодосия 17 июля 1817 года. Во время рождения Айвазовского город был опустошен после недавней войны и по-прежнему страдает от последствий эпидемии чумы, которая затронула регион в 1812 году.

Детство Айвазовского было проведено в нищете на окраине города, с видом на красивый залив Феодосии и руины древнегреческой крепости. Молодой Иван был загипнотизирован величием взгляда, а героические истории рассказывали о греках и о знаменитых битвах прошлого.

Его талант был обнаружен в очень раннем возрасте. Он был принят в качестве подмастерья местным архитектором, а затем отправлен в гимназию в Симферополе, где он показал такие удивительные художественные навыки, которые ему оказали влиятельные местные жители

переезд в Санкт-Петербург для поступления в Академию искусств. Его первый успех пришел в 1835 году, когда его эскиз «Воздух над морем» получил серебряную медаль в художественном конкурсе. Именно в это время Айвазовский встречал Михаила Глинки, Виссариона Белинского, Ивана Крылова и Василия Жуковского.

В 1836 году французский художник Филипп Таннер приехал учиться в академию и заметил многообещающую молодежь. Он был мастером морских картин и показал Айвазовскому свои трюки - осенью того же года Иван выставил пять своих собственных морских полотен на выставке. Художницу заметили пресса и критики. В следующем году он получил золотую медаль за свои работы «Залив Финляндии» и «Дороги около Кронштадта» и получил официальное название художника.

Ему была доверена академия, чтобы продолжить свою работу самостоятельно и вернулась в Крым, где он основал магазин и начал рисовать свое любимое Черное море. Он сделал большую часть своей картины на улице, наблюдая за элементами, и только собирался в помещении, чтобы довести до конца свои шедевры.

В 1839 году Айвазовский принимал участие в военно-морской операции у кавказских берегов, встречался с известными адмиралами того времени и дружил с ними на всю жизнь. Рейд вдохновил серию боевых картин, и мужество художника в битве принесло ему большое уважение во флоте и хорошую репутацию среди офицеров. Его полотна, изображающие морские сражения, удивительно верны факту и настолько полны точных подробностей, что их можно считать иллюстрациями тактики военно-морской атаки.

В следующем году художник совершил свою первую поездку за границу - к тому времени он был известным мастером морского пейзажа, и его слава предшествовала ему во всех его путешествиях по Италии, Германии, Франции, Голландии и Испании. В Италии Айвазовский встретил Николая Гоголя и известного художника Александра Иванова. По возвращении в Россию Ивану Айвазовскому присвоено официальное звание в Генеральном военно-морском управлении, которое впоследствии позволило ему присоединиться к российским научно-исследовательским и научным экспедициям в Турцию, Грецию, Египет, Америку и Азию, чтобы принести домой еще больше морских впечатлений и сотни эскизов, которые отражены в его самых известных произведениях искусства.

В 1846 году Айвазовский построил свою собственную мастерскую в своей родной Феодосии и провел большую часть своего времени там, за закрытыми дверями, создавая одну картину за другой. Ему больше не нужно было выходить на улицу для вдохновения - он уже видел так много своей любимой среды, что он мог производить холсты с удивительной скоростью, почти той, что у печатной машины. К этому времени художник усовершенствовал свою технику и изобрел так много трюков, что он часто удивлял своих посетителей созданием большого холста в течение нескольких часов.
Айвазовский часто сравнивал свою работу с работой поэта. «Художник, который только копирует природу, становится рабом природы. Движения живых элементов незаметны для кисти: роспись молнии, порыв ветра или всплеск волны. Художник должен запомнить их. Сюжет картины выполнен в моей памяти, как у поэта; сделав эскиз на клочке бумаги, я начинаю работать и оставаться на холсте, пока я не сказал все на нем своей кистью ».

Его жизнь в тихой прибрежной Феодосии была довольно незаметной. Он провел дни в своей мастерской, смешивая краски и производя морские пейзажи, а зимой отправился в Санкт-Петербург, чтобы выставить свои работы для изысканной публики российской столицы. Хотя он и вел уединенную жизнь, Айвазовский поддерживал постоянный контакт со своими великими современниками, приветствовал их у себя дома в Феодосии и организовал встречи с ними в Санкт-Петербурге.

На его искусство сильно повлияло романтизм - его боевые картины, такие как «Битва Чесмен» (1848), наполнены «музыкой войны», героическим пафосом морской борьбы. На первый взгляд эта картина создает впечатление великого праздника с торжествами и фейерверками - только после более пристального изучения становится ясно, что это битва в Черном море ночью, когда горит турецкий флот, а корабль взрывается в темноте , Среди рассеянных частей некогда грозной Армады, флагмана российского флота, стоит тёмная тень и лодка с выжившей командой, готовой к стыковке после того, как взорвалась их катер, чтобы уничтожить врага.

Величайший шедевр Айвазовского считается «Девятой волной», выполненной в 1950 году. На ранней заре после ночного шторма первые лучи света касаются поверхности бушующего океана, а страшная девятая волна готова раздавить небольшую группу люди борются за свою жизнь среди обломков. Хотя ситуация кажется отчаянной, картина все еще оставляет зрителя с проблеском надежды - она ​​полна света от восходящего солнца, которое приносит еще один день.

В 1868 году Айвазовский отправился в Кавказские горы и нарисовал рифы своими жемчужно-белыми снегоходами, словно каменные камни. Несколько картин Южного Кавказа признаны шедеврами.

Достоевский был поклонником искусства Айвазовского, и «Радуга» была его любимой работой. Впервые в русском искусстве это означало, что художник создал сцену бури, как будто изнутри бушующего моря. Достоевский писал: «Этот шторм Айвазовского сказочный, как и все его штормовые картины, и вот он мастер, у которого нет конкуренции. В его бурях есть трель, вечная красота, которая пугает зрителя в реальном шторме.

Последнее десятилетие жизни художника было посвящено экспериментам. Например, Айвазовский пробовал себя на портретах повседневной жизни. Большинство его работ из этого периода были безуспешными, хотя рука великого мастера ясно показывает. Его полотно «Свадьба в Украине» (1891) изображает деревенскую свадьбу: молодожены, их гости и молодые музыканты поют и танцуют в своей яркой одежде в саду перед простой крестьянской хижиной. Трудно поверить, что художник-маринист создал эту веселую картину.

В 1898 году Айвазовский создал «Среди волн» картину, которая признана вершиной его искусства. В нем грозит гроза над кипящим морем. Нет обломков или разрушенных кораблей или каких-либо других обычных приемов драмы и напряженности; волны, раздавливающие друг друга, создают чрезвычайно мощный образ. Это одно из немногих полотен, которые художник никогда не выставлял, завещав его вместо своей картинной галереи в Феодосии.

Айвазовский скончался 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте 82 лет.

Наследие, оставленное Иваном Айвазовским, огромно - более 6000 полотен. Но не все из них можно назвать шедеврами; некоторые из них являются простыми экземплярами одной и той же темы с незначительными вариациями, некоторые довольно посредственны, но шедевры, такие как «Девятая волна» (1850) или «Черное море» (1881), заставляют зрителей затаить дыхание при виде бесконечное, очаровательное, всемогущее море.

Айвазовский, хотя и был романтиком, тоже был очень практичным человеком. Он был одним из первых художников, лично демонстрирующих свои творения в крупных городах. Он пользовался щедрым доходом и потратил большую часть своего богатства на благо своего родного города: в 1865 году он открыл школу живописи в Феодосии, а в 1880 году - художественную галерею.

Подпишись на канал чтобы не пропускать новые статьи.