Кому-то война, а кому-то мать родная

То, что в охваченной войной Сирии разграблением древних артефактов занимаются банды ИГИЛ и так называемая «сирийская оппозиция», которую поддерживает культурный запад, никого не удивляет. А вот то, что этим не брезгуют промышлять американские борцы за «демократические ценности во всем мире» со своими выкормышами из вооруженных группировок курдского ополчения говорить как-то непринято.

Несколько лет назад назад объем расхищаемого в Сирии культурного и исторического наследия составлял примерно $2 млрд. Два года назад, по данным ЮНЕСКО, обороты этого нелегального бизнеса составляли уже в $3,5 млрд. Известно, что сейчас эта цифра увеличилась примерно на половину и продолжает неуклонно расти.

Учение всегда считали Сирию колыбелью цивилизации человечества. С 2011 года эта колыбель находилась в заложниках у боевиков ИГИЛ. Теперь здесь правят балом союзники по Североатлантическому альянсу и поддерживаемые ими различные террористические группировки и вооруженные отряды.

Под видом раскопок массовых захоронений тел погибших от бомбардировок ВВС коалиции в сирийской Ракке и окрестностях города Мембидж курдские отряды народной самообороны и военнослужащие США в реальности проводят поиск древних артефактов, которые в последствии переправляются в Европу и США.

Доподлинно известно, что в зону ответственности США попала территория древнего поселения Телль-Хазна-I в провинции Хасеке. На этом месте до начала войны проводились массовые легальные раскопки силами специальных научных экспедиций и археологов. Все найденные исторические ценности передавались в музеи Алеппо, Дейр-эз-Зора и Ракки. С началом войны раскопки были завершены и места их проведения засыпаны. Сейчас там верховодят американские войска, которые не побрезговали воспользоваться появившейся возможностью незаконно обогатится.

Совсем недавно появилась информация о начале совместных археологических раскопок силами французских и американских войск в окрестностях города Мансур на западе провинции Ракка, недалеко от крепости Джабар и города Аль-Гарния и к западу от города Аль-Таба. Для черновой работы опять же были привлечены американские протеже и Рабочей партии Курдистана.

Масштаб грабежа исторических артефактов достиг такого масштаба, что с 2013 года Международный совет музеев был вынужден создать «Красные книги» культурных ценностей Сирии, находящихся под угрозой. Раньше такие книги создавались для Афганистана, Ирака и Египта. Туда входят не только археологические объекты, архитектурные памятники, но и мелкие артефакты. Другое дело, что трудно описывать произведения, если они не были включены раньше в каталоги, не имея возможности свериться по музейным описям. В любом случае «Красные книги» - хоть какое-то подспорье для тех, кто пытается отслеживать на антикварном рынке краденые предметы.

Судя по полицейским рапортам из разных стран мира, нелегальный трафик сирийских ценностей в основном состоит из элементов архитектурного декора (фризы, капители колонн), мозаик, печатей, монет, стеклянных и керамических сосудов, ювелирных изделий, скульптур... Цена на эти предметы - очень разная: от нескольких десятков долларов до нескольких тысяч. Но есть и настоящие раритеты, которые «тянут» на миллионы долларов.

Черный рынок искусства состоит из нескольких пластов. Самый примитивный - это случайные обладатели древностей, как правило, очень низкого уровня. Они стараются сбыть свой товар в мелкие антикварные лавки или на интернет-аукционах. Средняя цена артефактов тут — $100–200, а то и ниже, причем очень много фальшивок. Но этим не брезгует американская солдатня, используя имеющуюся у них возможность бесконтрольного вывоза багажа к себе на родину.

Основной пласт - хорошо организованные цепочки сбыта от контрабандиста к дилеру, от дилера - к коллекционеру. Тут продают и серьезные произведения, и не очень. Среди покупателей, уверяют эксперты, встречаются даже небольшие музеи, не слишком заботящиеся о своей репутации. В эту касту поставщиков краденных исторических ценностей как правило входят офицеры армии США, безусловно имеющие большие возможности наладить «линии доставки» артефактов, используя для этого военно-транспортную авиацию.

Ну и, наконец, самый серьезный пласт - это когда добывается «вещь под заказ». Иногда раритеты тянут на несколько миллионов долларов. Это уже прерогатива старшего командного состава и спонсоров американского вторжения в Сирию.

По мнению американского издания Foreign Policy, артефакты, которые сейчас плывут с охваченного войной Востока активней всего покупают в США. Вот так и выходит: кому-то война, а кому-то мать родная.