Не идите в программисты #2

Многие крупные компании внушают гребцам, что они ИЗБРАННЫЕ. Что право веслать на шлюпке предоставляются только ЛУЧШИМ. Что выше них теперь только Господь Бог. И СЕО. И ПМ. Но уж точно не архитектор с соседней noname галеры, даже если у него в 10 раз больше опыта и в 5 – зарплата.

И что бы вы думали, некоторые действительно ведутся и начинают ГОРДИТЬСЯ тем, что они работают на galeraname. Они дефилируют по городу в фирменных футболках с надписями. Вы можете представить себе человека, который бы бесплатно носил на людях одежду, с надписью: «Приватбанк» или «Таргет»? Они начинают зазывать знакомых на шлюпку, и вовсе не ради бонуса. Они искренне не понимают, как можно отвергнуть оффер великой galeraname в пользу непонятного noname, даже если там лучше условия. Они участвуют в конференциях от лица своей компании. В терминальной стадии пациенты добровольно и безвозмездно начинают принимать участие в нерабочей деятельности: придумывать гимн компании, выпускать стенгазету, или сниматься в позорных роликах.

Иногда встречаются «Корпоративные Ценности». Таковым могут быть толерантность, православие, поцреотизм… Порой встречаются экзотика, вроде запрета на мат. Но чаще всего – так называемая лояльность. Предполагается, что гребец должен любить свою галеру до поросячьего визга, а коллег – до боли в чреслах. Некоторые идут дальше, и запрещают своим рабам встречаться с адептами конкурирующих компаний. Хороший пример — Плариум, который уволил гребца (недавно перенесшего серьёзную операцию) за то, что тот… сходил на корпоратив к своим бывшим коллегам. А когда кто-то уходит, остальному коллективу могут запретить общаться с «отступником». Кто не с нами, тот против нас!

Чтобы всё это дело контролировать – вполне могут мониторить личную переписку. Так что, трижды подумай, прежде чем писать с рабочего скайпа: «ПМ – мудак, HR – проститутка, контора – дырявая баржа». За недостаток лояльности могут и уволить. Равно как и за общение со вражеской хрюшей.

Процветает стукачество. Тут, правда, есть проблема: в мужских коллективах оно плохо приживается. Но галеры с этим справляются. В том же ЕБАМе есть специальное приложение, которое позволяет писать анонимки. Ну то есть даёт сотрудникам возможность обосрать, в смысле оценить, друг друга. Анонимно. Заполнять анонимки заставляют в принудительном порядке, менеджеры за этим следят.

В компаниях поменьше подобный пиздец весьма редок, зато встречается другой: культ личности. О да! СЕО или фаундер представляется неземным персонажем, вторым пришествием Иисуса и реинкарнацией Будды. Одновременно. Поклонение корпоративному божеству принимает весьма извращённые формы. По всему офису развешены плакаты с правилами божества (не добавлять божество на Линкедине, не писать божеству писем…), цитаты божества, портреты божества и даже портреты жены божества! В офис божество привозят после 8, дабы нечёсаные гребцы не сильно мозолили глаза Высочайшему. Для людей, которые имеют доступ к телу, существует особый свод правил, в котором прописана даже сторона машины, в которую должен садиться сотрудник, встречающий божество в аэропорту.

Что, думаете выдумываю? Как бы не так! Всё вышеперечисленное имеется в странной шлюпке Дев-Про. Их божество зовут Джеф, и он там президент (по крайней мере так написано на сайте компании). Мои инсайды в один голос утверждают, что этот человек возведён в культ, а любые взаимодействия с ним строго регламентированы. К сожалению, я не знаком с их рекрутершами и ПМшами, поэтому не смог выяснить, есть ли особый гайд по ублажению Джефа. Если таковые здесь присутствуют – пусть поделятся, интересно же!

Иногда на пьедестал возводится не владелец компании, а клиент. В этом случае все его слова должно считать откровением, а любую маразматичную хотелку – велением свыше! За попытку вежливо объяснить опасность и сложность очередной безумной идеи вполне могут уволить. Воля клиента — закон и, если он прикажет нагнуться и раздвинуть булки, правильным ответом будет: «Как широко?». В особо терминальных случаях могут уволить за нелициприятное обсуждение клиента в кулуарах.

Другой сомнительный аспект айтишной корпоративной культуры – это корпоративы и тимбилдинги. Чаще всего, это коллективный выезд в ресторан, на природу или боулинг (почему так популярен этот небезопасный досуг у людей с больными спинами – трудно сказать). Некоторые устраивают тренинги, как профессиональные, так и совсем дикие, вроде лекций о здоровом образе жизни. Оно-то и ничего, если вы согласны их посещать. За отказ никто не уволит, но это поставит крест на этой, как её, карьере (и нанесёт личную обиду девочкам HR, ведь организация таких мероприятий – смысл их жизни). Вы начнёте числиться некомандным игроком. Таких не берут в тимлиды. Так что банальный гастрит может стать серьёзным препятствием на твоём жизненном пути.

Конечно, подобное встречается далеко не везде. Маленькие галеры отличаются куда большей адекватностью (у них нет денег на содержание штата дармоедов с бредовыми идеями, а СЕО редко страдают манией величия). И даже в самых ебанутых компаниях нет дресс-кода. Но всё-таки вероятность вляпаться в корпошизу отнюдь не иллюзорна, так что подумай, начинающий айтишник, хочешь ли ты отдать сектам лучшие годы своей жизни? Может лучше подашься в попы? Там и зарплаты выше, и секса больше.,