дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Образование и реабилитация особого ребенка в условиях монетизации льгот: новые тенденции

17 August 2018

Социальная защита граждан, предоставление льгот и компенсаций, является одним из важнейших вопросов деятельности государства, приоритетом для всех уровней государственной власти. В Конституции Российская Федерация названа социальным государством, что предполагает обеспечение благополучия и защищённость граждан.

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Одним из важных политических и социальных событий 2004 года стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С тех пор замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. Помимо этого в наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Данный вопрос касается практически всех сторон общества, от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д.

К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности и т.д.

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум. Острота данной проблемы разъясняется многими обстоятельствами, выработавшимися на сегодняшний день в России.

В соответствии с законом любому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, государство обязалось обеспечить адекватное его возможностям воспитание и образование, необходимую реабилитацию и социальную поддержку. Современное российское законодательство, вырабатывающее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

– коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;

– хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;

– убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);

– несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.

Тогда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот. С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне. Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.

Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее. Вторая категория льготников – это лица, имеющие особые заслуги перед страной, например, участники боевых действий, ветераны ВОВ, доноры и так далее. Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры.

В контексте данной статьи понятие «особый ребенок» рассматривается как «ребенок-инвалид». Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

В России существует развитая нормативно-правовая база, закрепляющая и защищающая права инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.

Детская инвалидность в России – это острая правовая проблема. В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 ноября 2018 года в Российской Федерации насчитывается детей-инвалидов стране 655 тыс. человек.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – получение доступного образования, вторая – отношение окружающих.

Существование изоляции детей-инвалидов в современном российском обществе является следствием слабого развития инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный транспорт и т.п.), наличием специализированных, закрытых учебных заведений, и еще отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.

Тем не менее, некоторые родители сами стараются «изолировать» своих детей от общества по причинам того, что в нашей стране инвалидность зачастую ассоциируется с неблагополучием, проблемами семей, в которых есть люди-инвалиды. Получается «замкнутый круг». И, тем не менее, в обществе - на этот раз в государственной системе социальных институтов, происходят изменения, которые все-таки имеют перспективы расшатать эту модель взаимодействия.

В настоящее время различные государственные и коммерческие Центры (медицинские, реабилитационные, досуговые, развивающие, психологопедагогические, лекотеки, группы в детских садах, общественные организации, благотворительные фонды и, в конце концов, сообщества родителей детей-инвалидов) проводят работу, направленную на удовлетворение потребностей «особенных» детей, потребностей в медицинском сопровождении, образовании и социальных контактах.

Также улучшается организация учебного процесса, регулярность и порядок организации внеучебных мероприятий, благоустройство городских улиц и мест общественного пользования, позволяющих свободное передвижение на инвалидной коляске, активную работу социальных центров в организации досуга для таких детей и пр.

Конечно, пока однозначно нельзя утверждать, что эти потребности достаточно удовлетворяются. Но, уже можно с уверенностью отметить, что положительная динамика есть, а это уже достижение для общества.

Если ребенок имеет статус «ребенок-инвалид», государство наделяет его следующими правами: дополнительная материальная поддержка и натуральная помощь государства.

Натуральная помощь государства предоставляется в виде дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Федеральный закон «О детях-инвалидах» в 2018 году претерпел некоторые существенные изменения. Что характерно для новопринятых стандартов и принципов социальной поддержки этой категории льготников, то к уже имеющимся видам преференций добавились дополнительные виды помощи. Также параллельно вносились правки в особенности осуществления региональной политики в этой сфере. Согласно мнениям специалистов, законодательство для детей-инвалидов после принятых изменений стало в разы эффективнее.

Присвоение льготного статуса является веским основанием для дополнительной социальной поддержки со стороны государства и муниципалитета. Поэтому был дополнен и утвержден список льгот, на которые могут рассчитывать представители этой категории.

Уже несколько лет по всей территории России реализовывается программа «Доступная среда». Это комплекс мероприятий, который направлен на формирование комфортных условий развития и воспитания инвалидов всех групп, позволяющий максимально полно участвовать в общественной жизни.

Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем.

В качестве позитивных изменений стоит отметить, что 1 сентября 2016 вступили в силу утвержденные Министерством образования и науки Федеральные государственные образовательные стандарты. С нового учебного года школы должны будут соответствовать требованием ФГОС при обучении детей с особенностями развития и специальными образовательными нуждами.

По новым стандартам все учителя обязаны уметь работать с особенными детьми, а условия в учебном заведении должны быть приспособлены для разных групп людей с инвалидностью (неслышащих, слабослышащих, незрячих, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).