"Непотопляемый"

Торпеда, которая чуть не потопила «Олимпик».

100 лет назад, «Олимпик», «родившийся под счастливой звездой», смог избежать торпедной атаки, в то время, как «Титаник» и «Британник» стали жертвами айсберга и мины. Страшно представить, каким было бы будущее компании «Уайт Стар Лайн», если бы последний из тройки «Олимпийцев» был потоплен.

Ранним утром 4 сентября 1918 Отто Фон Шредер, капитан немецкой субмарины SM U-53, на входе в Английский Канал, который он патрулировал, заметил вдалеке большое четырехтрубное судно. Было видно, что пароход на скорости около 20 узлов идет самостоятельно, без эскорта. Фон Шредер и его команда, внимательно присмотревшись, верно угадали, что этим судном был «Олимпик». Эта новость обрадовала его, так как «Олимпик» в данный момент можно было легко поразить, что он и сделал – в сторону лайнера было выпущено две торпеды. К сожалению для капитана подлодки, одна из них прошла мимо, что было довольно распространенным явлением, когда речь идет о торпедной атаке. Но ожидавшегося взрыва от второй торпеды также не последовало, «Олимпик» спокойно шел дальше, поэтому немцы решили, что и вторая торпеда прошла мимо цели.

Но они ошиблись – торпеда на самом деле попала в «Олимпик», но произошло просто невероятное – она не взорвалась. Это было прямое попадание в правый борт судна, в районе между второй и третьей трубами, на глубине от 3 до 6 метров ниже ватерлинии. Повреждения, которые могли возникнуть в результате взрыва, были бы, вероятнее всего, фатальными, но по-настоящему чудо спасло «Олимпик», а также система двойного борта. Торпеда действительно пробила борт лайнера - это была пробоина размером около 45 сантиметров, через которую вода начала затапливать пространство двойного борта, установленного на «Олимпике» после гибели «Титаника» в ходе перестройки 1912-1913гг. И благодаря ему, вода дальше не пошла. Никто на борту «Олимпика» не понял, что произошло на самом деле, и как близко они были к катастрофе.

В феврале 1919 года, спустя почти полгода после инцидента, «Олимпик» пришел в сухой док в Белфаст на послевоенную модернизацию. И когда сухой док был осушен, то рабочие увидели, как из правого борта судна хлещут потоки воды – это была вода, которая все это время была в пространстве двойного борта. Только тогда повреждения были обнаружены и стало ясно, что их причиной является торпеда, которая не взорвалась. Стало ясно, как всем на борту повезло.

Если бы торпеда взорвалась, то повреждены и затоплены были бы как минимум две котельные. Конечно, в теории лайнер должен был выдержать подобные повреждения, но это лишь «в теории» - достаточно вспомнить о судьбе «Лузитании» и «Британника», которые в теории также должны были устоять после атак, которым они подверглись. Не менее спасительным был и тот фактор, что «Олимпик» был оснащен двойным бортом: если бы его не было, то даже невзорвавшаяся торпеда, вероятно, привела бы к выходу из строя двух котельных. Это чревато фатальными последствиями, главные из которых коснулись бы двигателей – из-за недостатка пара скорость пришлось бы снижать. А на меньшей скорости «Олимпик» стал бы действительно «лакомым куском» для Фон Шредера, который уж точно не преминул бы возможностью «добить» раненого «гиганта». Но счастливый случай в этот раз был на стороне англичан.