Очень странный рассказ о создании романа "Двенадцать стульев". А не лжет ли Катаев?

В интернете все больше статей по поводу подлинности авторства романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В авторстве (полном либо частичном) подозревается Михаил Булгаков.

Действительно, даже беглое сопоставление дилогии с текстами Булгакова рождает очень много вопросов.

Например, «От Севильи до Гренады» - название главы в «Двенадцати стульях». Это же музыкальное произведение насвистывает профессор Преображенский.

«Вы – королева Марго!» - почему-то именует девушку из провинции Авессалом Изнуренков.

Это всего лишь два примера. Их десятки, если не сотни. Какое-то тотальное совпадение вкусов, интересов и творческих приемов Ильфа-Петрова и Булгакова.

Есть, правда, немало читателей, которые считают эту версию «бредом». Наверное, им представляется, что Ильф, Петров и Булгаков сидели вместе в редакции «Гудка» и насвистывали втроем «От Севильи до Гренады» и обсуждали королеву Марго. А что особенного, бывает.

Сегодня я не буду сравнивать тексты (хотя мне есть что сказать, но как-нибудь в другой раз). Я хочу разобрать странную – очень странную и нелепую – историю создания «Двенадцати стульев», которую рассказал Валентин Катаев в книге с очаровательным названием «Алмазный мой венец».

( При виде этого названия во мне лично начинает возмущенно вопить Шура Балаганов: «Кто ты такой?»)

Катаев, лично себя короновавший, весьма высокого мнения о своей персоне. Вот что он пишет в «Венце» о предыстории создания "Двенадцати стульев":

"Прочитав где-то сплетню, что автор «Трех мушкетеров» писал свои многочисленные романы не один, а нанимал нескольких талантливых литературных подельщиков, воплощавших его замыслы на бумаге, я решил однажды тоже сделаться чем-то вроде Дюма-пеpa и командовать кучкой литературных наемников".

Если Дюма подобное и делал, то потому, что его литературная слава И ТАК ЛИЛАСЬ ЧЕРЕЗ КРАЙ.

Ну а слава венценосного Катаева – если честно, так себе слава. И вдруг ему приходит в голову отличная идея про сокровища, спрятанные в стул. Он составляет подробный план романа и … отдает его!

Вы что-нибудь понимаете? Уважаемый читатель, примерьте это на себя! Вам пришел в голову гениальный сюжет романа - ну или, скажем, бизнес-идея – вы так просто отдадите их кому-то ? При условии, что вы все-таки не пресыщенный славой и деньгами Дюма-пер?..

Дальше еще страннее:

«Все это я изложил моему другу и моему брату, которых решил превратить по примеру Дюма-пера в своих литературных негров: я предлагаю тему, пружину, они эту тему разрабатывают, облекают в плоть и кровь сатирического романа. Я прохожусь по их писанию рукой мастера. И получается забавный плутовской роман, в отличие от Дюма-пера выходящий под нашими тремя именами. А гонорар делится поровну.»

Уважаемые читатели, я напоминаю: братьев Стругацких еще нет и в помине! Страна еще не знает ни одного бесспорного шедевра, сработанного в тандеме. Что за странная идея – отдать свою идею сразу ДВУМ людям? Которые- внимание! – продолжу цитировать:

До этого дня они оба были, в общем, мало знакомы друг с другом. Они вращались в разных литературных сферах.

О как! Еще и не знали друг друга! Это аргумент в пользу совместной работы?..

Далее, молодые люди почему-то легко соглашаются в этом участвовать!

Вот как пишет об этом Катаев:

Между ними проскочила, как говорится в старых романах, электрическая искра. Они приветливо улыбнулись друг другу и согласились на мое предложение.

Какая услужливая искра, не правда ли?

Читатель, снова прошу - примерьте это на себя! Вам предлагают реализовать сложный проект с незнакомым человеком!

Далее – еще страннее. Ознакомившись с уже написанным романом, Катаев сказал, что ученики превзошли учителя и он снимает свое авторство. (Слава Богу. Еще трехглавого змея-горыныча на обложке не хватало.)

Почему он решил удалить себя из списка авторов – он не объясняет. Ну, превзошли ученики учителя, и дальше что? Изначально ведь был договор – «бензин ваш – идеи наши». Разве Катаев, как идейный организатор, не заслужил имя на обложке и гонорар? Ильф и Петров у него не требовали убрать имя и отдать гонорар. Так что это за аттракцион неслыханной щедрости? От человека, который бескорыстно любил деньги? Не верите – вот вам убийственная цитата Ивана Бунина о Катаеве:

"Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил:
«За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»

У меня у одной Катаев вызывает чувство гадливости? Говорить такое вслух, да при Бунине! Тем более мне непонятно, почему он отказался от денег за «сценарий» отличного романа?

В общем, «меня терзают смутные сомненья», что вовсе не Катаев прошелся «рукой мастера» по тексту романа.

Вся эта история – нагромождение каких-то нелепиц. Пришел Катаев, вдохновил двух несхожих людей на создание шедевров…

Не бывает так в реальной жизни. Да еще и текст весь пронизан булгаковскими идеями и цитатами! Если Ильф и Петров и подражали кому-то, то явно не коронованному алмазами Катаеву…

Эту тему я намерена развивать, следите за блогом.