Чему школа должна научить детей?

Несколько тезисов к началу учебного года от Дины Шехтман — учителя биологии, кандидата биологических наук и заместителя генерального директора Школы "Золотое сечение".

Накануне учебного года мысленно не раз обращалась к учителям Школы. Получились заметки, в которых нет претензии на новизну. Всё в воздухе. Но, наблюдая то, что происходит в школе с 26-летней историей, хочется поделиться актуальным.

Не секрет, что мир меняется, и те установки, с которыми мы приходили в школу ещё 10-15 лет назад, теперь тоже приходится менять.

Лучшие педагоги, Учителя года, Заслуженные и Народные считали, что образование должно дать ребёнку сумму знаний, теорий и фактов. Наши дети выучат, станут образованней, и к ним непременно придёт успех. А дальше мы определяли (это сегодня встречается тоже) базовый минимум знаний и успешность учеников оценивали по тому, насколько они им овладели.

Сейчас, в XXI веке, мы вынуждены констатировать — идея с минимумом знаний была временной мерой, и теперь она изжила себя. Для современной школы нет смысла даже пытаться сформулировать этот минимум знаний. Почему?

Даже потому, что можно в YouTube послушать профессора Гарвардского университета и специалиста по новым медиа Дэвида Вайнберга (David Weinberg) и понять, что в современном мире изменилась сама природа знания.

Во-первых, мозг человека обрабатывает прежде невиданные объёмы новой информации. Количество данных, которые человечество получает за два дня, превышает все данные, добытые людьми до 2003 года!

Во-вторых, благодаря интернету знание стало публичным и всеобщим. Прежде знание было элитарным, а информация была доступна немногим — тем, у кого есть средства, чтобы оплатить качественное образование, книги и т. д. Теперь любой ребёнок может за несколько секунд узнать практически любой интересующий факт в сети. Этот факт не нужно заучивать, за ним не нужно идти в библиотеку — информация будет доступна и завтра, в любое время и в любом месте.

Школьная система пока только пытается перестроиться под изменившуюся ситуацию, но сделать это необходимо. Потому что школа как место, где дети просто сидят и усваивают теории и факты, больше не нужна — в первую очередь не нужна самим детям. Какой же современная школа должны быть?

В первую очередь, конечно же, актуальной, интересной и полезной. Учителя должны не только передавать учащимся опыт и знания, но реагировать на то, какие вопросы задают их ученики, чем ученики хотят заниматься. То есть учебный план должен выстраиваться исходя из потребностей школьников. Учитель, который не будет этого делать, очень скоро останется без учеников — они уйдут учиться в те школы, где это стало реальностью, прижилось.

Иногда мы замечаем противостояние между учителями и тьюторами, кураторами. Это не личностное противостояние, а противостояние целей. Сегодня хороший учитель должен понимать, что для подростков отношения в среде сверстников порой важнее изучаемых предметов. Нужно в классе об этом говорить, обсуждать важность, ценность общения, и не только кураторам и тьюторам, но и учителям-предметникам.

Всё это не значит, что педагога вынуждают потакать ученикам и говорить с ними только о том, о чём они пожелают. У каждого учителя есть программа. Но если в школе ребёнку будет неинтересно, он толком ничему не научится или перейдёт в другую школу, где учиться будет комфортнее и увлекательнее.

Рекомендую изучить, к примеру, концепцию школы-парка профессора МГУ Милослава Балабана (именно эту стилистику мы выбрали и в первый школьный день, и в первой образовательной выездной программе). Он предложил организовать систему образовательных парков-студий, где каждый ребёнок сможет определиться со своими интересами и глубоко погрузиться в те предметы, которые ему лично нужны.

Поскольку образовательный процесс нужно выстраивать вокруг интереса учащихся, школа также должна принять и использовать те методы, с помощью которых современные дети предпочитают учиться. Кому-то это может показаться забавным, но отнюдь не школы, а именно сами учащиеся первыми научились полноценно использовать интернет в образовательном процессе. Ещё до того, как появились дистанционное обучение и электронные дневники, миллионы современных детей уже пользовались сетевыми ресурсами для самообучения.

Мы не должны бороться с тем, что дети ищут знания в интернете. Совсем наоборот — школа должна развивать у детей навыки самостоятельного поиска информации в сети. Умение искать нужные ресурсы, оценивать качество источника, обрабатывать массивы информации и эффектно их презентовать — всё это понадобится каждому выпускнику школы.

"Понадобится выпускнику" — это не просто слова, это ключевой акцент современного образовательного процесса. Школьная система прошлого была настроена на то, чтобы дети усваивали знания, но вот с тем, чтобы научить использовать эти знания на практике, были проблемы. Выпускники не использовали большую часть полученных в школе знаний, не знали, куда их применить.

Современной школе необходимо быть практико-ориентированной. Для этого существует множество методов. Мы отдаём предпочтение проектному методу обучения. "Всякое знание превращать в деяние", – хороший девиз известного педагога В. Н. Сорока-Росинского.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский был прототипом директора Викниксора из "Республики ШКИД" (кадр из экранизации)
Виктор Николаевич Сорока-Росинский был прототипом директора Викниксора из "Республики ШКИД" (кадр из экранизации)

Работая над собственным учебным проектом, ученик использует полученные в школе навыки и самостоятельно усваивает новые знание, а также учится ставить перед собой цели и достигать их, действовать автономно и сообща, анализировать сделанное и демонстрировать результаты своей работы другим.

Наконец, современная школа должна превратиться в единое учебное пространство, где учитываются потребности каждого конкретного ребёнка.

Будучи на встрече в посольстве Финляндии, общаясь с руководителями финских школ, я задала вопрос: в чем особенность, кроме всего прочего, финской школы. Ответ был краток: поддержка!

У этого подхода есть два очень важных аспекта.

Первое — это правильная организация индивидуального сопровождения ребёнка, или педагогики поддержки. Задача школы — помочь каждому ребенку выбрать свой маршрут образования, свой путь развития. Без диктата сверху. У нас в "Золотом сечении" над этой задачей работают кураторы и тьюторы, и мы считаем их работу неотъемлемой частью учебного процесса.

Второй аспект — это грамотное формирование общей среды, в которой каждый заинтересован в учении, познании, действии. Но среда не может быть создана отдельным учителем, куратором или руководителем. Только когда мы будем единомышленниками, когда каждый из нас будет думать не только о своём предмете, когда мы внесём свои идеи, настрой, собственный интерес и увлечения в общую школьную жизнь — тогда мы сможем создать такую школу, которая сможет устоять любой конкуренции.

Естественно, всё это невозможно без осознания общей ответственности за детей. Недавно посмотрели пьесу "Дракон" Евгения Шварца.

Цитата оттуда: "Меня так учили" — "Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?".

Каждый сотрудник школы должен работать, понимая, что от его действий зависит, какими вырастут наши ученики, какую школу они выберут, на какую дорогу они ступят. Это серьёзный вызов, и школа должна быть к нему готова — иначе никак.