Что нужно делать для защиты от манипуляции в СМИ и рекламе

Манипулятивные техники коммуникации / Photo by Sagar Dani on Unsplash
Манипулятивные техники коммуникации / Photo by Sagar Dani on Unsplash

Манипулятивные техники коммуникации все еще преобладают в российском обществе и в публичном пространстве. Их используют и издатели, и рекламодатели.

Как можно противостоять манипуляции в информационной сфере? Социолог и журналист Иосиф Дзялошинский предлагает несколько вариантов сделать это.

1. Манипуляцию нужно опознать

Самыми главными внешними признаками манипуляции являются попытки скрыть истинные мотивы обращения человека. Есть и другие характеристики манипулятивного типа общения.

А. Подмена цели

Коммуникатор пытается убедить публику, что ее цель состоит, например, в приобретении какого-то продукта. Вместо того чтобы задать вопрос, поинтересоваться, провести дискуссию о необходимости этого товара, он убеждает людей в том, что им без него не обойтись.

Б. Высокая степень эмоциональности текста

Эмоциональные статьи или образы не всегда являются признаком манипуляции. Иногда это творческое самовыражение автора. Но если величина эмоциональной раскачки намного превосходит повод или объект, о котором идет речь, то это самая настоящая манипуляция.

В. Акцент на ваших интересах и достоинствах

Типичные лозунги рекламы, содержащие манипуляции, звучат так.

• «Вы этого достойны».
• «Великому человеку нужна шикарная машина».

Если вы столкнулись с манипуляцией, это не значит, что не нужно поддаваться ей, но и обманывать себя не стоит.

«Стоп! Я на мушке!», – скажите себе. И воспримите это, как сигнал внутренней тревоги.

2. Манипуляции надо противодействовать

Методы противодействия манипуляции многообразны. Вы можете бороться с ней, заняв одну из трех позиций.

Исследователь. Поймите, что хочет от вас коммуникатор. Дойдите до сути в попытке понять его истинные намерения.
Борец. Скажите себе: «Я должен победить». И действуйте в соответствии с этим.
Партнер. Воспримете коммуникатора, как личность, самостоятельную ценность. Холодно и рационально оцените его намерения. И попробуйте действовать с позиции партнера.

Вы должны понять, что хочет от вас коммуникатор. Намерен ли он использовать вас для достижения своих целей? Или у него нет скрытых намерений?

Любые манипуляции проще всего предотвратить, если тайное сделать явным.

Это касается и личных, и деловых отношений, и реагирования на статьи в СМИ или маркетинговые предложения.