Падение Baidu. Почему акции главного китайского поисковика упали на 36%?

28 January 2019
1,3k full reads
2 min.
2k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 66% of the total page views
2 minutes — average reading time

Baidu.com — второй популярности поисковик в мире и главный в Китае – там его рыночная доля составляет 76%. Но несмотря на лояльность правительству Китая, поисковик постоянно окружают скандалы и критика пользователей.

Начиная с 2018 года акции компании на бирже NADSAQ неуклонно дешевеют. Менее, чем за год котировки упали на 36%. Мы разобрали несколько причин, которые послужили падению китайского интернет-гиганта.

Скандал с рекламой медицинских услуг

Несмотря на сложность и дороговизну размещения рекламы в Baidu, поисковик часто обвиняют в продвижении некачественных продуктов и услуг. Один из самых громких скандалов последних лет произошел в 2016 году, когда студент второго курса Вэй Цзэси, болеющий редкой формой рака, искал информацию о своем недуге. Поисковик предложил ему рекламу «новейшей» биологической терапии у известного врача. Семья решила воспользоваться шансом, но после четырех проведенных курсов лечения и потраченных $30 00, состояние Вэя только ухудшилось. О своем неудачном опыте молодой человек написал в сети, а спустя две недели скончался. Его публикация и последующая смерть вызвали бурное обсуждение в китайском интернете.

Через месяц было объявлено о начале расследования в отношении госпиталя и компании Baidu, которую обвинили в отсутствии маркировки коммерческих объявлений — верхние строчки поисковых результатов при запросе «где/как лучше лечить такое-то заболевание» всегда занимали клиники, которые платили поисковику за рекламу.

Фейковые новости

В январе 2019 года, китайский журналист Фан Кэчэн (方可成) выступил с критикой в своём аккаунте Weibo, озаглавив пост «Поисковик Baidu мёртв». Как пишет телеграм-канал SinaTech, в своей статье Фан привёл множество примеров некачественных материалов, манипуляций с результатами поиска в пользу собственной платформы Baijiahao, кишащей фейками и сплетнями.

Журналист вспомнил случай с его другом, приславшим ссылку на якобы официальное заявление ЦРУ о непричастности Усамы Бен Ладена к событиям 11 сентября и извинениях агентства перед родными и близкими. Источником недостоверный информациям как раз и был Baijiahao. Автор фейка перевёл материал с Onion, американского веб-сайта с пародийными новостями, не предоставив ни ссылок на первоисточник, ни уточнений о контексте или достоверности информации.

Некачественный поиск

Давайте скажем начистоту: в Baidu трудно найти качественную информацию по запросу. Во-первых, поисковик активно продвигает свои сервисы и в результатах будут даны ссылки на Байдупедию, на сервис вопросов и ответов «Чжидао», упомянутый выше ньюсфид Baijiahao и рекламу.

Выдача Baidu по запросу "Обама"
Выдача Baidu по запросу "Обама"
Выдача Baidu по запросу "Обама"

Во-вторых, всех конкурентов (= любые другие интернет-гиганты) Baidu любит активно вырезать, что сказывается на качестве выдачи. Английские запросы Baidu ищет еще хуже, и не в коем случае не пытайтесь искать что-либо на русском!

Растущая конкуренция

На Baidu давят конкуренты со всех сторон, в том числе на родном поле поисковых систем. Как говорят на рынке, Baidu «проспал» мобильный рынок, и это сильно заметно: все больше пользователей ищут внутри популярных приложений — WeChat и Toutiao. Для поиска товаров используют Taobao и Tmall, для поиска ресторанов и прочих мест Dianping (аналог Yelp). Не говоря уже о том, что пользователи привыкли искать прямо в браузере, а на половине телефонах установлены UCWeb или QQ Browser со своим поиском.

Не получается у Baidu захватить пальму первенства и на других рынках: в видео закрепился объединенный Youku и Tudou, в ньюсфидах лидирует Toutiao. Остаются только сервис карт и заказа еды, но и тут у гиганта масса конкурентов, которые вышли на рынок раньше и с более качественным продуктом.

Сможет ли Baidu оправиться от ударов и достойно выйти из ситуации — покажет время. Но интернет-гиганту стоит заново взвесить приоритеты и начать уделять больше времени своему основному продукту, пользователям и этике.

Автор – Александр Мальцев, главный редактор издания о Китае «Магазета»