Найти тему

Флагманский спуск

В прошлый раз мы рассмотрели территорию маяка.

Теперь пойдем чуть южнее, к площади Никольской церкви (о проблемах которой мы тоже уже говорили).

Здесь находится старейший спуск города — Флагманский. Еще не было города, а тут уже был овраг. По нему поднимался, по легенде, Петр Первый, по нему поднимались строители и везли строительный материал.

В 1774 году был строен настоящий спуск, названный Спускным съездом. Название просуществовало недолго: с 04.12.1775 г. в Таганроге существовало Адмиралтейство, воссозданное в районе песчаной косы на месте Петровского адмиралтейства. Спуск получил название в честь него —  Адмиралтейский.

Затем рядом появился дом главного командира-флагмана, и спуск перетянул на себя и это имя, став Флагманским.

Еще позже, уже в 19 веке, и вплоть до революции, спуск стал Николаевским (или Никольским) в честь рядом стоящей церкви. Это был достаточно облагороженный спуск: до революции его дважды мостили (в 1836 и 1902 годах).

Советская власть вычищала остатки былого, поэтому Николаевский спуск превратился в Морской (в 1923-1929 годах), а затем стал вновь Флагманским (с 1937 года и до сих пор):

Аэрофотосъемка, 2019 год.   Видно Никольскую церковь, Флагманский спуск и рыбзавод.
Аэрофотосъемка, 2019 год. Видно Никольскую церковь, Флагманский спуск и рыбзавод.

Еще перед революцией в основании спуска был открыт рыбзавод. Этот завод получил развитие в советские годы (при этом он сильно пострадал во время сталинских репрессий: врагами народа объявили начальников цехов и бухгалтерию). Завод был восстановлен после войны и активно развивался до конца советской эпохи: после же зоны промысла растащили в частные руки и лавочка закрылась.

Сейчас территория рыбзавода отдана порту.

Флагманский спуск. Вид вниз.
Флагманский спуск. Вид вниз.

Мягкие, не переживающие о городе власти не способны выступить в борьбу с капиталом: поэтому спуск был отдан в частные руки, и, по-сути, просто перекрыт.

Справа и слева вдоль дороги остались с дореволюционных времен вымощенные камнем канавы-водостоки.
Справа и слева вдоль дороги остались с дореволюционных времен вымощенные камнем канавы-водостоки.

Сейчас этот спуск непопулярное место — он никуда не идет (спустившись по нему, вы упретесь в проходную рыбзавода). Этот тупик в самом центре исторического города.

Слева от дороги, если идти вниз, находится выстроенное в пятидесятых здание столовой рыбзавода. Долгое время оно стояло целым, пока в нем не высадили окошко и не поселились школьники. Сейчас здание внутри сгорело:

Столовая рыбзавода в 2019 году.
Столовая рыбзавода в 2019 году.

Столовая выставлена на продажу много лет, но желающих не находится. Кому нужна земля в этом богом забытом месте:

Столовая рыбзавода на сайте продажи имущества циан.
Столовая рыбзавода на сайте продажи имущества циан.
Столовая рыбзавода. 2019 год.  Упадок налицо.
Столовая рыбзавода. 2019 год. Упадок налицо.

Внизу спуска, как мы уже говорили, тупик:

Вид на тупик Флагманского спуска.
Вид на тупик Флагманского спуска.

Удивительно, но время тут течет очень медленно. Мало что изменилось тут после распада СССР:

Фото 2014 года.
Фото 2014 года.
Фото 2014 года.
Фото 2014 года.
В отдалении виден зерновой терминал, выстроенный в 2003 году. Совсем недавно тут нельзя было снимать — выбегал злой охранник и орал.  Фото наших дней.
В отдалении виден зерновой терминал, выстроенный в 2003 году. Совсем недавно тут нельзя было снимать — выбегал злой охранник и орал. Фото наших дней.

Эстетика тут есть, но это эстетика декадентства, упадка:

Заброшенный корпус рыбзавода.  Наши дни.
Заброшенный корпус рыбзавода. Наши дни.

Закрыт и милицейский участок:

 Вывеска «Мил.ци.». Фото наших дней.
Вывеска «Мил.ци.». Фото наших дней.

Закрыты ворота:

Слева КПП рыбзавода.
Слева КПП рыбзавода.
КПП бывшего РыбЗавода.
КПП бывшего РыбЗавода.

Территория бывшего рыбзавода находится в долгосрочной аренде у государства в руках ТагМета и сейчас продается. Купить её можно за 120 миллионов рублей:

-15
-16

Пуста территория:

Фото с территории Рыбзавода. Вид на зерновой терминал.
Фото с территории Рыбзавода. Вид на зерновой терминал.
Фото с территории Рыбзавода. Вид на зерновой терминал.
Фото с территории Рыбзавода. Вид на зерновой терминал.

Вот так ценнейшее место Таганрога превратилось в богом забытый тупик.

Администрация города, вместо того, что бы преступить к реорганизации этого пространства (только представьте какой туристический маршрут «Площадь Каляева — Войсковая Ячейка — Никольская церковь — Флагманский спуск» мог бы быть), закрывает глаза (как и на всё остальное, впрочем).

Да, в советское время можно было перекрыть исторический спуск ради завода (т.к. завод работал на город и жителей). Но допустимо ли это сейчас? Не думаю.

Есть законы о защите водных границ, есть правила прохода к воде и многие другие нормативные акты. Помимо "кнута" есть и пряник: собственникам этих земель должна быть выгодна популяризация этих земель.

Но увы, администрация Таганрога ленива, застойна. Ничего делать не планируется. Всех устраивает сложившаяся ситуация.

Очень жаль, ведь это могло бы быть ценнейшее место города, выгодное и жителям, и собственникам земли и иногородним (а там глядишь и иностранным) инвесторам.

Но директор ТагМета и некоторые городские депутаты не хотят помогать даже с установкой памятного знака Богудону.