Как составить договор, который приятно читать

13 July 2019
222 full reads
50 sec.
364 story viewsUnique page visitors
222 read the story to the endThat's 61% of the total page views
50 seconds — average reading time

Вчера менеджер моего рекламного агентства скинула на проверку новый договор. Я по привычке начала его редактировать и вдруг поняла, что большинство людей не знает принципов создания хорошего договора.

Я не юрист, я — автор. Но именно поэтому мой подход к созданию договоров и может быть интересен.

Ведь договор — это тот же текст. Чтобы человек его осилил, он должен быть простым и логичным, независимо от сложности предмета договора.

Вот некоторые вещи, которые я вынесла для себя за время работы с договорами.

Проработайте структуру

Работа над любым текстом начинается со структуры. Договор — не исключение.

Выделите главную мысль, о чём вы договариваетесь — это предмет договора. Если сравнивать со статьёй — это завязка, вступление.

Пример:

Стороны договорились, что А выполнит такую-то работу, а Б за неё заплатит.

А затем раскрывайте и дополняйте эту мысль в каждом следующем пункте, как делаете в абзацах хорошей статьи. Самое важное — словно подзаголовки:

Предмет договора

Что считать результатом

Сроки выполнения

Процесс работы

Стоимость и порядок оплаты

Условия расторжения договора

Реквизиты

Не прячьте смысл в пустые слова

Некоторые думают, что чем больше слов, тем серьёзней выглядит договор. На самом деле договор должен быть не серьёзным, а понятным. Даже с первого взгляда. Даже тому, кто никогда не читал договоров.

Если вы уже знакомы с принципами, сформулированными в книге Максима Ильяхова «Пиши, сокращай», то вам будет проще найти и избавить текст классического договора от шелухи.

Вот пункт из первого договора, нагугленного мной по запросу «типовой договор на создание сайта»:

Как составить договор, который приятно читать

Почему бы не написать: «Исполнитель обязуется создать сайт по заданию Заказчика, а Заказчик — принять и оплатить работу Исполнителя»?

Все детали создания сайта можно указать в том самом «задании».

Всё сложное — в приложения и ТЗ

Если в договоре речь идёт о сложных вещах и без них никак, вынесите все сложности в техническую документацию, сделав её приложением к договору.

Зачастую договор читает юрист и/или руководитель компании, который просто не в теме технических нюансов и утомится продираться сквозь непонятные ему фразы.

Как составить договор, который приятно читать

Не дублируйте ГК, если нет особенных условий

Однажды я работала с юристом, который преподаёт в Школе Редакторов. Он рассказал мне удивительную вещь: большинство вещей, которые люди пишут в договоре, уже прописаны в ГК (гражданском кодексе). Например, в главе 29 ГК подробно расписаны условия изменения и расторжения договора. По его мнению, дублировать их в договоре бессмысленно, если только нет каких-то особенных условий, отличных от ГК.

На мой взгляд, дублирование может быть оправдано, когда одна из сторон хочет указать на некоторые существенные для неё условия. Чтобы противоположная сторона, которая могла и не читать ГК, увидела эти условия.

А ещё, меня удивило, что тот юрист убрал из шапки классические долгие перечисления, кто есть Заказчик и Исполнитель и на основании чего они действуют. Он сказал, что это уже написано в реквизитах, поэтому наш договор начинался просто:

Исполнитель и Заказчик, совместно именуемые Стороны, заключили Договор о нижеследующем.

А теперь плохие новости.

Это долго и дорого

Сделать короткий и понятный договор в сто раз сложнее, чем долгий и запутанный. Потому что придётся выделить самое главное и написать это простыми словами. Это дольше, чем скачать из интернета шаблон типового договора и вставить в него свои реквизиты.

Умный юрист, который разберется в ваших процессах и составит такой договор, будет стоить дорого. Очень дорого.

Не всем нужен простой договор

Когда вы составите свой идеальный коротенький договор, написанный простыми словами, потратив на него много часов или рублей, будьте готовы, что юристы противоположной стороны могут расстроиться.

Это что, договор? Но тут всего одна страница!

Возможно, в ответ вы получите «дополненную» версию, где будет всё то, что вы так долго редактировали и удаляли. Не обижайтесь на это — кто-то работал так годами и привык, а кому-то кажется, что чем сложнее и запутаннее договор, тем больше шансов обосновать свою значимость для компании.

Спасибо, что дочитали, надеюсь, что теперь в мире станет на 1 хороший договор больше ;)

Не забудьте лайкнуть статью, чтобы в вашей ленте было больше таких материалов.

Взглянуть на меня всегда можно в инстаграме :)