«Добро пожаловать, господин!», или что вас ждет в мейд-кафе. Часть II

Продолжение репортажа о косплей-заведениях в Японии и их влиянии на российскую аудиторию.

В ожидании заказа у нас наконец появляется возможность перевести дух и осмотреться. Кафе представляет собой небольшое помещение с тесно стоящими столиками, между которыми ловко снуют мейдо. Розово-фиолетовые стены, приглушенный свет и отсутствие окон – все это напоминает атмосферу некого закрытого клуба.

Здесь работают только девушки, причем исключительно молодые – от 16 до 25 лет. Некоторые становятся мейдо, еще не окончив школу. А даже те, кто постарше, все равно выглядят очень юно. Это способствует привлечению клиентов благодаря еще одному мужскому фетишу – образу японской школьницы. Причем этот фетиш вышел далеко за границы Японии и очень распространен во всем мире. Согласно исследованию сайта Pornhub за 2018 год, категория «школьницы» занимает второе место в рейтинге наиболее просматриваемой порнографии по премиум-подписке. Исследование сервиса по России за 2017 год показало, что у жителей Поволжья «школьницы» – самая популярная категория, опережающая остальные на 14%.

Вопреки стереотипам, мейд-кафе никак не связаны ни с занятием проституцией, ни с эскортом. Наоборот, существует ряд правил, обеспечивающих безопасность девушек. Например, официанток нельзя фотографировать, трогать, и уж тем более к ним приставать, просить номер телефона или провожать домой. Только смотреть и восхищаться.

/ Alex Robertson

– Добро пожаловать, господин! – приветствуют девушки нового гостя. Нам, как и остальным посетителям, дают ободки с ушками – заячьими и кошачьими – такими же, как у мейдо, которую мы встретили на улице. Вопреки нашим ожиданиям, в кафе нет ни одного туриста – только японцы. Причем несмотря на обилие «кавая» (от японского «kawaii», что описывает все милое и прелестное, а иногда детское и легкомысленное), девушек тоже практически нет, разве что в компаниях молодых людей. Основную часть посетителей составляют мужчины разных возрастов и социальных статусов. И уже пожилые, и серьезные люди в костюмах, и студенты – у всех на голове ушки. Все кажется нам очень необычным, но это же и создает атмосферу бесконечного праздника.

Типичный аспект образа персонажа горничной – воплощение невинности и покорности господину. Поэтому мейдо приносит наш заказ и садится на колени около столика. Она что-то нам говорит, а затем начинает хлопать в ладоши, произносить «мяу-мяу» и показывать сердечки. Затем девушка требует, чтобы мы воспроизвели это же «заклинание». Так происходит каждый раз, когда мейдо приносит клиенту блюдо, стакан воды или счет – посетитель должен играть по правилам и повторять «заклинания», которые, кстати, меняются каждый раз. И снова никого это не смущает, а неловко чувствует себя только мы, туристы. Японцы веселятся и совсем не боятся выглядеть глупо.

Еда не кажется какой-то особенно вкусной, но мы начинаем получать удовольствие именно от атмосферы и пребывания в заведении. Мейдо предлагает нам сфотографироваться с ней на фотоаппарат мгновенной печати и дарит по брелоку. Уже через несколько минут она приносит нам фотографии, разрисованные котятами и сердечками. Здесь все направлено на развлечение клиентов – в некоторых кафе можно даже петь в караоке или играть с мейдо в настольные игры.

/ instagram.com/maidreamin

– Привет, вы откуда? – обращаются к нам по-английски четверо парней, сидящих за соседним столиком.

– Привет. Из России, – немного смутившись внезапным вниманием, отвечаем мы.

– О, Россия! – один из парней что-то тихо говорит остальным. – А вы любите пирожки? – спрашивает нас молодой человек из этой компании уже на русском языке, но с сильным акцентом. И мы все вместе заливаемся смехом. Наверное, именно пирожки японцы считают основным блюдом русской кухни. Языковой барьер не дал продолжить общение, да и к тому же нам уже было пора уходить. Мы расплачиваемся, нажимаем кнопку вызова лифта, заходим в ту же тесную кабинку, но уже вдвоем, и спускаемся вниз.

Сегодня мейд-кафе можно найти не только в Японии: заведения появляются во многих азиатских и даже в некоторых европейских странах. Были попытки открыть кафе с горничными и в России, но даже несмотря на растущую с каждый годом популярность японской культуры, такие заведения прекращали свою работу довольно быстро.

Мейдо в России / «Kira-kira Shining»

Российские мейд-кафе создаются группами энтузиастов, влюбленных в косплей-культуру. Из-за трудностей содержания чаще всего заведения работают не на постоянной основе – девушки выезжают только на тематические мероприятия. Например, мейд-кафе «Kira-kira Shining» в Новосибирске работает с 2015 года, но собственного помещения не имеет. Основная аудитория – подростки, в основном девушки. «Мы работаем только на фестивалях, так что посетители у нас есть всегда, – рассказала мейдо. – Бизнес окупается только тогда, когда на фестивале нам разрешают торговать едой. Трудность в том, что на многих мероприятиях не разрешают продавать еду и нам приходится закупаться печеньем и чаем на свои деньги. Чаевые не отбивают затрат».

Наталия, глава уже неработающего мейд-кафе «House of Rose» в Нижнем Новгороде, рассказала, что основной причиной закрытия заведения послужило именно отсутствие интереса среди потребителей: «Мейд-кафе никому не было нужно кроме самих мейдо». Из-за тематики заведения чаще всего приходили парни 18 – 20 лет, но основную часть посетителей кафе составляли не заинтересованные в аниме-культуре люди, которые приходили в заведение, чтобы просто поесть. «Они зашли в обычное кафе, а не в мейд-кафе, – делится Наталия. – У меня есть состав мейдо, который может прийти на мероприятие. Но пока у нас это не востребовано».

Аниме «He is my Master»

Фанатов аниме, многие из которых мечтают посетить настоящее мейд-кафе, огромное количество: в рейтинге популярности аниме и манги в России за 2017, составленном на основе данных читателей Википедии, лидирует «Наруто» с 1817 просмотрами в день, а также тематические сообщества ВКонтакте насчитывают более 1,1 миллиона участников. Но этого все равно не достаточно, чтобы бизнес окупался. Дорого, для многих непонятно и, главное, не соответствует японскому оригиналу.