История создания БЖРК (Боевого железнодорожного ракетного комплекса)

23 August 2018

В прошлой статье мы рассказывали об одном из лучших изобретений советских ученых об боевом железнодорожном ракетным комплексе.Давайте углубимся в прошлое и посмотрим как он создавался,какие проблемы стояли перед учеными на пути создание БЖРК. Наименование "Боевой железнодорожный ракетный комплекс" используется как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ).

БЖРК "Молодец" стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооруженных сил СССР и России в период с 1987 по 19994 г. в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи. Во времена Советского союза а так же и в наше время,данный поезд имел условное обозначение "Поезд номер НОЛЬ)

Работы по созданию данного железнодорожного состава велись в 1960-х годах как в СССР так и в США.

США

В США первый БРЖК имел название "Минитмен",после долгих учений и проверок его планировалось пустить на вооружение летом 1962г. В планах было создать 30 единиц несущих ,общим числом,150 ракет. Но как и в то время,как и сейчас у американцев все всегда упирается в большие деньги.Так и произошло все и с "Минитмен" из за больших расходов проект пришлось остановить.И летом 1961г. проект был закрытю

БРЖК "Минитмент" США
БРЖК "Минитмент" США

СССР/Россия

Приказ о создание БРЖК в СССР был подписан 13 января 1969г. Создание и испытанием данного комплекса был поручено академикам братьям Владимир и Алексей Уткины.

Братья Владимир и  Алексей Уткины
Братья Владимир и Алексей Уткины

Владимир Уткин ( специалист по твердотопливной тематике) проектировал ракету-носитель,Алексей Уткин занимался стартовым комплексом,а так же вагонами для поезда БРЖК. По замыслу разработчиков БРЖК должен стать основой стратегического запаса страны,так как обладал большей живучестью и эффективностью.

Старт ракеты БРЖК на полигоне
Старт ракеты БРЖК на полигоне

Первые испытание были проведены с 1985-1987 на космодроме на космодроме "Плесецк",всего было произведено 32 запуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров) в различных климатических зонах.

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой

  • Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тратила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.
  • Повышенный износ железнодорожных путей, по которым передвигался очень тяжёлый ракетный комплекс.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года,а в 1988 было развернуто пять полков. Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2033г. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух .Они были установлены в музеи.

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин»