PalmFace Awards (апрель, 2021)

17 May

Благодаря первому апреля наш шорт-лист мог бы состоять только из неудачно пошутивших компаний. Но апрель длинный, а мин, на которые могут наступить рекламщики, много, поэтому в нашей весенней подборке будет только один «шутник». Остальные согрешили иначе, но тоже очень сильно.

Встреча с прабабушками и прадедушками

К сожалению, без новостей о Covid-19 пока никуда. По всему миру идет активная пропаганда вакцинации, в том числе и в Латвии. Людям рассказывают о положительных аспектах, которые несет в себе прививка. Например, встреча с родственниками.

Русский является распространенным языком бытового общения в Латвии, поэтому реклама была переведена и на русский. Однако перевод оказался некорректным, в результате чего призыв вакцинироваться выглядел довольно двусмысленно.

В оригинале же фраза означает: “Я вакцинируюсь, потому что хочу съездить в гости к бабушке и дедушке”.

Ошибку, конечно же, исправили. Положительным моментом можно считать то, что она привлекла внимание к кампании.

Досрочная шутка

1 апреля — особенный день, в который даже солидные бренды позволяют себе некоторую вольность. Аудитория, учитывая специфику дня, с любопытством включается в игру. Однако Volkswagen решил пошутить “досрочно”, и это стало большой ошибкой.

Двадцать девятого марта американское подразделение Volkswagen выложили (якобы по ошибке) пресс-релиз, в котором говорилось, что компания переименовывается в Voltswagen. Связан этот ребрендинг с тем, что автопроизводитель хочет сфокусироваться на разработке электромобилей.

Этой новостью автопроизводитель хотел и пошутить, и привлечь внимание к своему новому продукту: электрическому кроссоверу ID.4. Но что-то пошло не так...

На “ребрендинг” рынок отреагировал мгновенным ростом акций компании. Когда ситуация прояснилась, котировки упали даже ниже прежних значений, а к Volkswagen у инвесторов возникло много вопросов.

Западные СМИ отметили, что такие фейковые новости нарушают законы США о ценных бумагах — данные о ребрендингах и новых направлениях развития компании могут вводить в заблуждение инвесторов и влиять на стоимость акций.

Генеральный директор Volkswagen Group of America, Скотт Кио, поспешил извиниться: “Первоапрельский розыгрыш не был предназначен для того, чтобы ввести кого-либо в заблуждение”. Однако кто-то из трейдеров, вероятно, смог воспользоваться ситуацией на рынке.

Неспортивное поведение

Платформа Wix запустила большую рекламную кампанию против своего конкурента WordPress. Вероятно, эта кампания войдет в историю рекламы как самая замысловатая и неудачная. Но обо всем по порядку.

Все началось с того, что Wix разослал влиятельным членам сообщества WordPress посылки, адресатом которых был указан сам Wix. В коробках лежали наушники Bose Noise Cancelling 700, набор стикеров и бумажка с QR-кодом.

При переходе по QR-коду открывался сайт, на котором лежало видео-обращение якобы представителя WordPress, рассказывающего, что Wix начал разгромную рекламную кампанию, но пользователям его сервиса волноваться нечего, ведь их отношения с WP достаточно прочные.

https://www.secret-update.com/from-wp
https://www.secret-update.com/from-wp
https://www.secret-update.com/from-wp

Получатели посылок вообще ничего не поняли: почему адресат Wix, а посылка пришла к ним, почему человек с экрана все же обращается к ним, а не к Wix, который стоит в получателях, почему не надо волноваться и почему прислали именно наушники.

Каким-то образом люди, наконец, выяснили, что автором этой акции был Wix, и тут открылся Ящик Пандоры: “Я не понимаю, чего они добиваются. Я должен начать пользоваться Wix, потому что они прислали мне ненужные наушники?”, “Меня как получателя наушников всё это сбило с толку. Я ожидала, что мне расскажут о новых функциях или улучшениях, которые сделают продукт привлекательнее для меня. Я не люблю издеваться над другими ради самоутверждения, поэтому эта выходка была очень неприятна”.

Посылками акция не закончилась. Следом пошли рекламные ролики в стиле “Mac против PC” — в них пользователь и представитель WorldPress обращаются за “семейной терапией” к психологу. В рекламе представитель WordPress представлен абьюзером, который доводит пользователя сервиса до невроза.

Зрителям реклама не понравилась, и они заминусовали ее на YouTube. Реклама также свела к нулю лояльность приверженцев Wix, и те демонстративно перешли на WordPress.

В ответ на рекламную кампанию основатель и главный разработчик WordPress, Мэтт Мулленвег, посочувствовал тем, кто был вынужден работать над рекламой, в том числе актёрам.

Попал в кадр

Конкурент в твоей рекламе — всегда опасный маневр. Wix намеренно использовал в рекламе WordPress и не преуспел в продвижении себя. Intel случайно разместил MacBook Pro в своих баннерах и тоже оказался в числе наших номинантов.

Один из пользователей Reddit заметил, что в рекламных объявлениях процессора Intel Core i7-1185G7 вместо компьютера с Windows модель использует MacBook Pro.

Не сразу можно заметить, что ноутбук на изображении — Mac. Но, как отмечает TechRadar, на фото отчетливо виден MacBook Pro с Touch Bar (есть даже Apple Magic Mouse). Хотя 16-дюймовый MacBook Pro по-прежнему использует процессоры Intel, он он не использует и не будет использовать рекламируемый здесь процессор 11-го поколения. После того, как собственный процессор M1 оказался довольно успешным, Apple рассчитывает завершить переход от Intel к собственной микросхеме в 2022 году.

Суд с городом

Ложная реклама карается законом практически во всех странах. И на компании могут подать в суд даже целые города. Так, в апреле 2021 Нью-Йорк подал в суд на три крупные нефтяные компании за размещение рекламы, в которой утверждалось, что их продукция “чище”, чем у конкурентов, что они заботятся об окружающей среде, “сокращая выбросы”, но при этом не сказали про объективно вредное воздействие на климат от их деятельности.

Город подал на Exxon Mobil Corp., Royal Dutch Shell Plc, BP Plc и отраслевую торговую ассоциацию, Американский институт нефти, в суд штата Манхэттен за “систематическое и преднамеренное введение в заблуждение” жителей Нью-Йорка.

Городские власти сравнили эти кампании с рекламой табачной промышленности, когда производители стремятся удержать клиентов, продавая сигареты с низким содержанием смол и легкие сигареты как более здоровую альтернативу существующим продуктам. Тогда многим штатам в США удалось оспорить правомерность таких кампаний. Вряд ли в случае победы города над этими компаниями будет положительный эффект для окружающей среды, однако это может лишний раз напомнить о том, что сведения в рекламе должны быть достоверными.

Таким получился список лауреатов в апреле. А мы уже готовимся к майской премии.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал, чтобы не пропускать интересные материалы о digital-маркетинге.