Как водители автобусов организовали свое ралли

Ездили они на "Волгах" и "Москвичах".

Свердловский автобусник Александр Дрегалкин перед стартом.
Свердловский автобусник Александр Дрегалкин перед стартом.
  • http://www.justmedia.ru/analitika/project/vodili-ne-tolko-avtobusy-no-i-sportivnyye-volgi-o-tom-kak-transportniki-organizovali-svoye-ralli-v-spetsproyekte-yetransport

Свердловские автобусники ежегодно соревновались не только в мастерстве вождения автобусов и грузовых машин, но и участвовали во всевозможных ралли. Месяцами они разбирали и собирали списанные «Волги» и «Москвичи», превращая их в настоящие гоночные машины. Сотрудники СПОПАТ №1 так прониклись духом ралли, что даже организовали собственные соревнования, постоянно увеличивая количество спортсменов-раллистов и их боевых коней.

О главных спортивных увлечениях свердловских автобусников читайте в продолжении спецпроекта JustMedia.ru «Е-транспорт».

Автоспортом уральские автобусники увлеклись еще в середине 1960-х годов. Уже тогда они соревновались между собой в фигурном вождении и экономии топлива, правда, все это было инициировано самими работниками предприятия. В конце 1960-х - начале 1970-х появился официальный приказ Облавтоуправления, обязывающий все подразделения СПОПАТ №1 иметь для проведения авторалли спортивные машины. Собирать их предполагалось из числа списанных легковых автомобилей таксомоторных парков.

Последние наставления экипажу объединения перед стартом  «Ралли-71»
Последние наставления экипажу объединения перед стартом  «Ралли-71»

Так, первопроходцами в этом вопросе стали четверо энтузиастов из числа свердловских автобусников – Александр Дрегалкин, Юрий Корняков, Владимир Мельник и Николай Бояринцев. Они получили в Нижнем Тагиле списанную «Волгу», перебрали ее до винтика и в 1971 году впервые приняли участие в престижном спортивном мероприятии - авторалли «Урал».

 Представители команды объединения на ралли «Золотая осень» 
 Представители команды объединения на ралли «Золотая осень» 
«Эти соревнования традиционно стартовали с площади 1905 года в мае и собирали лучших спортсменов-раллистов: в основном водителей такси из Свердловска Первоуральска, Каменска-Уральского, Ирбита, Челябинска. Общее число машин - около 60. Марки: ГАЗ-21, ГАЗ 24, Москвич-412. Трасса шла по Московскому тракту до Красноуфимска, затем через Челябинск и Сысерть. Три круга этой трассы насчитывали 2 тысячи километров», - говорится в книге «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет».

Участие в ралли так нравилось автобусникам, что в 1973 году Облавтоуправление учредило свои соревнования, которые получили название «Золотая осень». Первые стартовали в этом же году в сентябре. Трасса проходила по Челябинскому и Тагильскому трактам. Ее протяженность составила 800 км. Ежегодно в ралли принимали участие 15 экипажей.

 На старте экипаж «Икаруса-260»
На старте экипаж «Икаруса-260»

Свердловские автобусники регулярно принимали участие в ралли – пик их активности пришелся на середине 70 – постоянно брали призовые и ближайшие к ним места. Кроме того, большая часть автобусников всегда участвовала во всевозможных соревнованиях по профессиональному мастерству, в кроссах на автобусах и грузовых машинах, в фигурном вождении.

Соревнования между предприятиями СПОПАТ №1 проходило и по другим видам спорта: по волейболу, баскетболу, футболу, шахматам, настольному теннису. Также ежегодно 7 января проходил традиционно спортивно-развлекательный конкурс: «Папа, мама, я – спортивная семья». Автобусники устраивали лыжные гонки, купались в проруби, катались на коньках. Летом проводились всевозможные спартакиады, а для детей сотрудников – велосипедный турнир «Волшебное колесо».

На конкурсе профессионального мастерства водителей
На конкурсе профессионального мастерства водителей

Занимались спортом строго по графику. Например, среда считалась волейбольным днем.

 Для детей сотрудников СПОПАТ №1 летом проводили велосипедный турнир «Волшебное колесо»
Для детей сотрудников СПОПАТ №1 летом проводили велосипедный турнир «Волшебное колесо»
«Не раз зайдя в среду в кабинет к кому-нибудь из своих многочисленных знакомых из числа управленцев, мне приходилось слышать, как тот озабочено, глядя на часы, говорит извиняющимся голосом: «Ты понимаешь, я уже тороплюсь, у меня сегодня волейбольный день». А затем срывается и уезжает в спортзал на первое предприятие», - вспоминает работник Свердловского производственного объединения пассажирского автотранспорта №1.

К концу 1980 годов Свердловское производственное объединение пассажирского автотранспорта №1 окрепло и разрослось. Производственная база объединения включала в себя шесть площадок общей площадью 28,69 гектаров, 79 193 кв метров площадей. Количество автобусов -1093, общее число сотрудников – 3412.

В.Т. Анискевич - чемпион объединения

При подготовке материала использовались фото и данные книги «Бесконечный путь. Екатеринбургскому автобусу 75 лет», 2000 год, музея ЕМУП МОАП.

Автор: Екатерина Турдакина