дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

"Билли Бадд" Бенджамена Бриттена - самая знаменитая британская опера XX века. История о суровом морском братстве и предательстве

9 November 2019

С 14 декабря в кинотеатрах смотрите оперу Били Бадд Бенджамена Бриттена в постановке Teatro Real в Мадриде. Опера продолжает испанскую программу трансляций в кинотеатрах спектаклей двух знаменитых испанских оперных театров Luceu из Барселоны и Королевского театра в Мадриде сезона 19/20. Мадридская постановка Билли Бадда - победитель премии International Opera Award 2018 , а великолепная музыка Бриттена, удачный подбор певцов и чуткая, полная психологизма работа режиссера Деборы Уорнер в сочетании с полу-абстрактынми декорациями Майкла Левайна производят сильное впечатление и гарантируют интересный театральный опыт. Расписание и билеты на operahd.ru

Самый знаменитый британский композитор XX века Бенджамен Бриттен написал оперу Билли Бадд по заказу Британского Совета по Искусствам (The Arts Council) в 1951 году для Фестиваля Великобритании. В основе сюжета - незавершенная повесть знаменитого американского писателя Германа Мелвилла, автора Моби Дика, Билли Бадд, Форс-марсовый матрос, которая была особенно популярна в Англии. Рукопись Мелвилла была найдена его архиве лишь через 30 лет после его смерти, его первым биографом. Есть версия, что сюжет повести основан на реальных событиях, произошедших с двоюродным братом писателя, морским офицером, служившим на американском бриге «Сомерс». В 1842 году ему пришлось принять участие в осуждении трех матросов, обвиненных в подстрекательстве к мятежу, однако впоследствии выяснилось, что казненные матросы были невиновны.

BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real
BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real

Авторами либретто оперы стали друг Бриттена драматург Эрик Крозье и английский романист Эдвард Морган Форстер, перу которого в опере принадлежит, например, такой великолепный образец поэзии, как ария Клэггарта «O beauty, handsomeness, goodness», которой Форстер по праву гордился.

И либреттисты, и композитор были чрезвычайно увлечены темой своего произведения и углублённо изучали историю британского морского флота, что придало их тексту замечательную аутентичность: в либретто много морских терминов и описаний корабельного быта. Музыкальная ткань оперы также представляет собой убедительное и живописное полотно морской жизни: хоровые эпизоды с использованием традиционных морских песен-шанти, суровый колорит исключительно мужских голосов, великолепная полифония морских картин, по которым явственно виден талант Бриттена как симфониста. Техническое совершенство и богатство партитуры идеально сочетаются с прекрасным поэтическим либретто, драматическая глубина которого мало кого оставит равнодушным.

В процессе создания текста оперы Бриттен, Козье и Форстер значительно переработали сюжет романа Мелвилла, оставив только ключевые его моменты. Так, например, они придали большую значимость Капитану Виру, сделав его роль ключевой и более выпуклой, чем в романе Мелвилла. История Билли Бадда в опере рассказывается именно Капитаном: прошло много лет, а его по-прежнему мучают воспоминания из-за своего поступка.

BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real
BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real

Премьера Билли Бадда в Королевском оперном театре состоялась 1 декабря 1951 году и прошла с огромным успехом. Премьерой дирижировал сам Бриттен. Сначала опера была в четырех действиях, но в последствии Бриттен создал двухактную версию, премьера которой состоялась в Королевском оперном театре уже в 1964 году, и которая чаще всего и исполняется в наше время.

Действие оперы происходит в 1797 году на британском линейном корабле «Неустрашимый», во время войны Англии и Франции. Драматический конфликт выстроен вокруг сложной динамики взаимоотношений между центральными персонажами, которых в опере трое: честный и справедливый капитан Вир, скованный, однако, своим долгом офицера; зловещий и гордый каптенармус Джон Клэггарт, один из наиболее демонических антагонистов оперного пантеона; невинный и прекрасный, как ангел, фор-марсовый матрос Билли Бадд, чей жизнерадостный и светлый образ контрастирует с мрачной удушающей атмосферой военного корабля.

BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real
BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real

Главным героем оперы, в противоположность названию, выступает скорее не Билли, а мудрый капитан Вир, от чьего лица излагаются пролог и эпилог. Эта партия была написана Бриттеном для своего спутника жизни, выдающегося тенора Питера Пирса, чьё исполнение партии Вира увековечено в аудиозаписи 1951 года и чёрно-белом фильме-опере Би-би-си 1966 года. Капитан Вир, умный, утончённый и справедливый человек, любимый своей командой, вынужден поступить по закону, но против совести, и в конце концов оказывается обречён на вечное одиночество. Душевный надлом и многогранный характер этого персонажа замечательно выражены в тонкой лирике Бриттена.

Однако образ главного антагониста, Джона Клэггарта, не менее важен. Этот персонаж достойно пополняет собой галерею великих отрицательных героев оперного жанра, таких, как Яго или четыре злодея из «Сказок Гофмана». Главные темы «Билли Бадда» – соблазн, искушение и поругание невинности, – часто прослеживаются в других произведениях Бриттена, но только в этой опере они достигают поистине библейских масштабов, роднящих образ Клэггарта с образом Сатаны из «Потерянного рая» Мильтона, который дрогнул при виде «добродетели прекрасного лика», потерянного для него навеки. Стоит отметить и то, что эта партия написана для баса – традиционно «дьявольского» тембра в опере.

BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real
BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real

Партия матроса Билли вносит в мрачный колорит оперы атмосферу жизнелюбия, света и праздника. Бесхитростный и прекрасный, как Аполлон, не ведающий зла и не умеющий его распознать, он похож на святого простака Парсифаля, но его роковой недостаток, заикание, в ключевой момент лишает его возможности оправдаться, и злая воля в итоге одерживает верх. Во многих постановках жертвенный образ Билли намеренно подчёркивается сценографией, изображающей его в позе распятия.

Билли Бадд - величайшая опера Бриттена и единственная опера в мире, в которой нужны только мужские голоса, много мужских голосов. Композитор создал величайший примеры использования большого мужского хора, такие как, например, веселая матросская песня из первого акта или тревожный по настроению хор из второго акта This is the moment. Невозможно не упомянуть и важные сольные эпизоды, среди которых пронизанная злобой ария Клэггарта O beauty, handsomeness, goodness!, пронзительный монолог Билли Бадда, ожидающего казни, или моральные мучения, терзающие Вира, в прологе и эпилоге.

BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real
BILLY BUDD (c) Javier del Real, El Teatro Real

Королевский театр Мадрида, один из престижнейших европейских оперных театров, представляет оперу Билли Бадд в постановке Деборы Уорнер. В спектакле превосходно раскрываются сложные характеры персонажей. Полуабстрактная сценография Майкла Ливайна создаёт камерную атмосферу, которая передаёт ощущение сплочённости между людьми, вынужденными проводить много времени в тесном пространстве корабля, и одновременно подчёркивает отличие жизни матросов на нижних палубах от жизни офицеров, обитающих наверху.

Центральные партии в спектакле исполняют южноафриканский баритон Жак Имбраило, английский тенор Тоби Спенс и английский бас Бриндли Шерратт.