ПОЕЗДКА В ДОЖДЬ

К сожалению, метеорология не относится к разряду точных наук. Случается, что обещанная синоптиками облачность на деле оборачивается проливным дождем с градом и порывистым ветром. Погода, когда порядочная собака хозяина из дома не выгонит, несомненно, не способствует легким мотоциклетным прогулкам, но бывает так, что выбора не остается. Нужно ехать. Поездка на мотоцикле в дождь, доложу я вам, не самое приятное на свете занятие. И здесь помимо просто неприятных аспектов, таких как подмоченная «репутация» и водопады грязи из-под впереди идущего КАМАЗа, есть несколько моментов о которых нужно поговорить. Самое неприятное в дожде то, что резко падает коэффициент сцепления шин с дорогой.  Наиболее опасный момент – это начало дождя, когда капельки битума, вытопленные из асфальта солнцем или упавшие с проезжающего ведра, еще не смылись дождем с дороги, но уже обильно политы водой.  Но на самом деле, если вы заранее подготовлены, то ничего страшного в поездке на мотоцикле в дождь нет.

ТОРМОЗА. Первое на что стоит обратить внимание  - это торможение. Анализ ДТП говорит о том, что подавляющее большинство мотоциклистов неправильно тормозят. Либо пережимают передний и задний тормоз, заблокировав колеса, либо вообще не успевают пользоваться тормозами. То, что вне всякого сомнения, необходимо делать всем и каждому – это не ждать экстремальной ситуации, а регулярно практиковаться в экстренном торможении, при наличии такой возможности. Нужно вырабатывать навыки. Начинать, конечно, нужно на сухой дороге, и небольших скоростях, оттачивая умение раз за разом. Во время езды нужно помнить, что из машины и мотоцикла скорее всего быстрее остановится машина, ввиду того, что площадь контакта с дорожным полотном у нее выше, а многие авто оснащены еще и всякими вспомогательными системами, существенно облегчающими жизнь водителям. Даже если машина заблокирует колеса, она просто поедет юзом. Мотоцикл в такой ситуации, скорее всего, будет уже скользить на боку.

СЦЕПЛЕНИЕ. О том, что оно становится намного хуже написано выше. Следовательно, снижается и маневренность мотоцикла, о чем нужно все время помнить. В повороты лучше входить, не пользуясь тормозами, на ровном газу. Вообще, самое главное – не делать резких движений, плавность и спокойствие почти гарантия безаварийной езды в дождь. Многие из нас совершенно не представляют о том, на что способны шины мотоцикла, и часто, необоснованно занижают скорость, когда можно ехать достаточно быстро. В потоке, вероятнее всего, придется держать скорость трафика, но на прямых ровных участках с нормальным покрытием и хорошим обзором не стоит волочиться. Во время дождя становится по-настоящему важной глубина протектора шин, чем он глубже, тем лучше отводит воду, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой. 

Есть несколько вещей, которые очень сильно меняют сцепление покрышек с дорогой. Во-первых, это разметка. Во время дождя она становится фатально скользкой, будьте осторожны! Переезды трамвайных путей превращаются в каток, сами пути стоит стараться пересекать перпендикулярно. Я делаю это с выжатым сцеплением, чтобы исключить пробуксовку при смене коэффициента сопротивления.

Нужно стараться избегать участков дороги, на котором чаще всего скапливается масло. Это центр полосы, внешняя линия поворота. Внимательно стоит смотреть на дорогу перед светофором. Стараемся не ездить по блестящим и радужным пятнам – разлитое диз. топливо, бензин и масло не способствуют сцеплению с дорогой. Стоит избегать луж. Глубину не возможно оценить, а кроме того, вода может скрывать выбоины в асфальте попадая в которые можно потерять контроль управления. 

ВИДИМОСТЬ. Ну то, что она снижается пропорционально силе дождя – это и так понятно. Выбирая скорость, делаем поправку и на видимость, в том числе. Чем дальше вы видите, тем больше времени на принятие решения и совершение маневра. Но есть еще один нюанс – запотевание визора, снижает видимость практически до нуля. Есть несколько способов борьбы с запотеванием, но о них поговорим отдельно. Нужно, однако, не забывать, что обзор снижается не только у нас. И если водители и так не очень часто замечают мотоциклиста, то в дождь перестают это делать совсем. Поэтому нужно стараться предугадывать маневры, быть заметным. Не помешает включить аварийку, если вы едете сквозь пробку – в общем, делаем то же что и всегда, только с большим усердием.

ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ. О том, что при езде на мотоцикле в дождь все нужно делать плавно, нужно помнить всегда. Стараемся меньше наклонять мотоцикл, просчитывать свои маневры как можно раньше, причем эффективнее всего использовать торможение двигателем, плавно работая сцеплением. Лучше не пытаться пересекать перекрестки на желтый свет, стараясь успеть. Велика вероятность того, что придется резко тормозить, а во время дождя очень просто потерять управление. При торможении на красный – посматривайте в зеркала, чтобы не получить удар сзади. Со мной такое случалось. Пренеприятная штука, скажу я вам. И самому тоже стоит помнить о том, что тормозной путь существенно увеличивается.

В повороте пользуемся той же техникой, что и обычно. Только нужно стараться все делать правильно. Снижаем скорость на прямой, даем подвеске успокоиться, входим в поворот на ровном газу и средних оборотах. Стараемся заранее просчитать траекторию движения. Ускоряться нужно после того, как мотоцикл принял вертикальное положение. И опять-таки плавно. Если в повороте приходится тормозить, используем задний тормоз, мягко и плавно. Передний -очень аккуратно. 

ЭКИПИРОВКА. С некоторых пор, под седлом я всегда вожу с собой дождевой комбинезон. Под дождем даже кожа со специальной пропиткой, промокнет достаточно быстро. И вы начнете замерзать. Моральный дух падать. Эффективность пилотирования снижаться. Комбез одевается поверх обычной экипировки и позволяет вам оставаться сухим и не мерзнуть. Поверьте, это очень многое меняет. А в сложенном состоянии он занимает крайне мало места и влезает практически везде.  В общем и целом, поездка на мотоцикле в дождь не такое уж страшное занятие. Просто требует большего внимания, концентрации и осторожности. Солнечных вам дней!

Удачи на дорогах!