Потребитель имеет право! Часть 1

15 юридических советов.
15 юридических советов.

Любой гражданин может столкнуться с нарушением его прав как потребителя. Как правильно поступать в таких ситуациях, какие права есть у потребителя и как их защитить? Памятка для потребителя.

1. Я купил просроченный товар. Что делать?

Если вы обнаружили, что срок годности товара истек, и эти недостатки неустранимы, то вы можете на выбор:

  • Заменить товар или потребовать соразмерного уменьшения его стоимости;
  • Отказаться от товара и вернуть деньги  (пп. 2, 4 ст. 503 ГК).

2. А можно вернуть товар без чека?

Да, можно.

Закон разрешает вернуть товар даже при отсутствии кассового или товарного чека или другого документа, подтверждающего факт и условия покупки товара (п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей).

Если всё-таки спор придется рассматривать в суде, то с продавца может быть взыскан штраф за несоблюдение требования в добровольном порядке. Какой? 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей). 

3. А можно вернуть некачественный товар без коробки?

Да, можно.

Возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут прийти в негодность в процессе эксплуатации (гл. XII Разъяснений «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей"», утв. Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160).

Отсутствие коробки не является препятствием к тому, чтобы сдать товар ненадлежащего качества.

4. На ценнике стоит одна цена товара, а на кассе пробили другую. Это законно?

Нет, незаконно.

В обязанности продавца входит своевременная замена ценников при изменении стоимости товара (п. 1 ст. 10 закона о защите прав потребителя). Если продавец не сделал это вовремя, он должен продать товар по той цене, которая указана на ценнике. В противном случае ему грозит штраф на сумму до 30 000 руб. (ст. 14.15 КоАП). 

5. Может ли продавец обязать меня при покупке одного товара купить еще другой?

Нет, не может.

Закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. Если это произошло, то продавец обязан возместить покупателю все убытки, причиненные покупкой навязанного товара (пп. 2–3 ст. 16 закона о защите прав потребителя).

Такое случается, например, при покупке полиса ОСАГО. Некоторые страховщики не продают ОСАГО без полиса добровольного страхования. Это незаконно.

6. Я заказал товар в интернет-магазине. Я могу от него отказаться?

Да, можете:

  • Обменять или вернуть товар, купленный в интернет-магазине, без объяснения причин можно в течение 7 дней с момента его фактической передачи покупателю (п. 4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителя);
  • Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.

Нельзя отказаться от товаров, которые сделаны по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда, брелок с персональной дарственной надписью, кухня по индивидуальным меркам).

7. А если я не получил вовремя товар, купленный в интернет-магазине?

Узнать, что в таком случае рекомендует Роспотребнадзор.

8. Я купил некачественный товар. Как его вернуть, если я его повредил? Продавец может отказать мне в возврате всей стоимости товара?

Нет, не может.

Продавец не имеет права удерживать сумму, на которую снизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК).

Мы часто пишем памятки для потребителей, чтобы им было проще и эффективнее защитить свои права. На сайте ceur.ru еще больше информации!