Найти в Дзене
Sovetika

Почему одних артистов увольняют, а других нет!? О скандалах с увольнением артистов в российских театрах

По телевидению, в интернете, радио и т.д., вы все наверняка слышали о том или ином скандале, который происходит в каком-нибудь, как правило московском, театре. Какая-нибудь актриса, или актер выступает на очередном ток-шоу, где рассказывает о том, как его подло уволили из родного театра. Разгорается скандал. Но статья эта не совсем об увольнениях, а как раз наоборот, о том, что есть такие актеры, которых никогда не уволят, даже если они уже четверть века не выходят на сцену своего "родного" театра. Как это происходит и почему!?

На нашем канале я не раз затрагивал тему театра и артистов. Эта тема оказалась интересна для многих читателей нашего канала. В основном, наши читатели, недоумевают на счет того, что как это здорово у артистов получается - на сцену не выходят, а зарплату, пусть и минимальную, но получают. Конечно, такие ситуации сильно злят всех людей, так как свои деньги людям приходится чисто и конкретно зарабатывать. Раздражает людей и ситуация в целом, которая происходит в современном театре. В театрах показывают не весть что, и часто откровенную халтуру, вульгарщину и пошлятину, да еще и за большие деньги. Вообще, на мой взгляд, весь российский театр давно и прочно находится в тотальном кризисе... Кстати, многие мои знакомые высказывали такую мысль, что какой-нибудь отдельно взятый театр очень похож на то, что вообще происходит у нас в стране и в обществе.

Театр им. Маяковского
Театр им. Маяковского

Но вернемся к нашей теме. Да, это правда и часто происходит в театрах - есть такие артисты, которые не появляются в своем театре годами, получают зарплату и их никто и никогда не тронет и даже никогда не уволит. И то, что мы видим по ТВ, когда кого-то в театре иногда и увольняют и случается скандал - это единичные случаи, которых все и всячески стараются избежать. Тут я обмолвился, что театр очень похож на наше общество. А вы не замечали, судя по своему коллективу, что бывает такая картина и в офисе, учреждениях, фирмах. Есть, например, какая-то мадам, которая постоянно опаздывает на работу, ничего не делает, иногда вообще не приходит и непонятно зачем она вообще здесь, и не красавица, и не чья-то знакомая или дочка, и не любовница чья-то... и вроде и уволить ее надо, и толку никакого - а эта мадам годами, целями днями играет на работе с утра до ночи в карты или раскладывает пасьянс и никто ее не трогает. И тут же, в той же фирме или в том же отделе какая-то девушка, молодая, красивая, с гораздо меньшей зарплатой носится как савраска, приходит раньше всех и уходит позже всех и за это еще и постоянно получает нагоняи от начальства. "Вот как так!?" - кажете вы. "А вот так!" - Скажу я. Весь вопрос в том - кто как себя в коллективе поставил и у кого какой характер. Или кто "зубастый", а кто беззащитный. Нашу мадам трогать нельзя - так как проблем руководству от нее будет больше. Мадам и в суд подаст, и в органы напишет - и с нее станет. И не побрезгует Мадам ничем - и проблемы только начнутся и начальство это понимает, и махнуло на нее рукой и платит ей зарплату, пока есть такая возможность. А вот от девушки-Савраски проблем точно не будет - и платить ей можно меньше, и гонять можно сколько угодно, да и еще покрикивать. А если встанет вопрос, что надо кого-то сокращать, увольнять, то начальство почешет репу и уволит... девушку, а не Мадам.

Театр им. Пушкина
Театр им. Пушкина

То же самое происходит и в театре. Профессия актера сама по себе чудовищная. Кто такой актер!? Это кажется, что артист вечерком приехал в театр, отыграл пару часов в спектакле и поехал филонить дальше. Это взгляд со стороны. Все творческие муки артиста в подготовке к роли и весь творческий процесс я опускаю. На самом деле - это наиболее сложное в работе артиста. Но давайте просто поговорим о рабочем процессе обычного актера в обычном театре. Начнем с того, что у актера всего один выходной день в неделю. Если актер плотно задействован в театре, то он каждодневно участвует в репетициях - то есть приходит в театр к 10-11 утра и у него идут репетиции по 3-5 часов в день постоянно в стрессе и напряжении. Это могут быть репетиции новых спектаклей, и репетиции уже идущих спектаклей. Актер постоянно должен держать в голове все свои роли. А таких ролей может быть несколько десятков. А вечером - спектакль. А между репетициями и спектаклями надо учить роль, идут бесконечные примерки и много чего другого. Таким образом, у артиста практически нет свободного времени и его могут постоянно еще и привлекать на какие-то другие работы, на замены в других спектаклях. Актера постоянно могут поставить на замену - и он должен войти в роль, выучить роль за считанные часы. И давайте перенесем ситуацию из описанного ранее мною офиса в театр. Вот есть у нас такой актер-савраска, который носится, работает, получает копейки, детей и семьи не видит, так как постоянно днюет и ночует в театре. И мало того, его постоянно всячески использует руководство - то играй в детском спектакле на замене кого-то, то езжай на выездной спектакль, то за все перечисленное заплатят минимум. А если такой актер-савраска что-то вякнет - так и уволят и не подумают. И тут же в театре есть некая мадам-актриса, которая уже лет семь, а может и десять не появлялась в театре, но получает ровно столько же, сколько наш актер-савраска. Как так бывает?! Почему!? А директор театра, да и остальное руководство прекрасно помнит, что из себя представляет эта мадам-актриса и какими проблемами чревато ее трогать. Директор может даже просто имя ее запретить упоминать бухгалтерии при подписании очередной ведомости и запретить бухгалтеру задавать немые вопросы, чтобы не вспоминать все уже пережитое из-за этой мадам. Директор прекрасно помнит предыдущий скандал и все прозвучавшие угрозы от мадам-актрисы и прекрасно понимает, что лучше такую не трогать. И опять же, если встанет вопрос о том, что надо кого-то уволить, то не сомневайтесь, что будет уволен именно работающий актер, а неработающую мадам-актрису трогать побоятся, так как неизвестно куда она напишет и какие проблемы привлечет.

Театр им. Моссовета
Театр им. Моссовета

В театре как и в жизни везде присутствует человеческий фактор. Кто-то за копейки работает и везет на себе воз многих дел и терпит, терпит. А кто-то хорошо устраивается и его просто боятся трогать, так как неизвестно что лучше и безопаснее - тронуть и разгребать потом, или не трогать и терпеть.

Поэтому, в любом театре, как и в любом учреждении (в театре, просто, это наиболее заметно) есть такие люди, которые просто числятся и этих людей не станут трогать никогда. В театре может придти новый худ. рук или директор, который просматривая документацию наткнется на непонятные и неведомые ему фамилии. Но мудрые бухгалтера, заместители, помощники напомнят новичку о тех скандалах и проблемах, которые были когда-то или которые могут быть - если уволить этого неведомого актера или актрису. И новичок, подумав, решит оставить все как есть от греха подальше. Так у нас в театрах и числятся многие артисты, которые уже давно привыкли исправно получать аванс и зарплату не приходя долгие годы в свой театр.

Малый театр
Малый театр

Закончить эту статью я хочу вот чем. Конечно, такие вопиющие случаи есть и будут. Но есть и другая сторона этой проблемы. И про нее никогда не надо забывать. Артисты очень зависимые люди. Если рабочий или служащий работает и исполняет какие-то определенные обязанности, то у артиста его обязанности - это играть спектакли. А давайте представим себе такую ситуацию, что в театр приходит новый директор или худ.рук и у него задача номер один - это перетащить в полученное им под руководство учреждение культуры нужных ему людей и в том числе артистов и избавиться любыми способами уже от имеющихся в театре артистов и сотрудников. А незабываем, что фонд оплаты труда не безграничен и с кем-то надо расстаться, чтобы заменить своими. Самый простой способ избавиться от ненужных артистов - это оставить их без ролей. А оставить их без ролей можно сняв спектакли, где играет артист. Это очень традиционный и неновый способ и сейчас он проводится сплошь и рядом. Вроде и зрители приходят, и хороший спектакль - а его снимают. И так артист остается без ролей и играть ему нечего. Если артист молодой, и ему есть куда идти - он уходит, увольняется сам. А если это уже артист предпенсионного возраста, то ему просто некуда деваться. Вся жизнь отдана театру, в другой театр его не возьмут - там свои есть. А если и возьмут, то ролей и там не будет. И такому артисту остается либо на все плюнуть и уйти, или просто терпеть и получать копейки своей зарплаты. Причем, руководство театра может изощренно издеваться над такими артистами, добиваясь их увольнения. Опять же, добавлю, что руководство театра вряд ли будет применять такой способ травли к тем артистам, от которых они могут что-то получить. Таких опасных актеров они трогать не будут - травить они будут безобидных.

Театр Наций
Театр Наций

Есть и другие примеры, когда в театре не увольняют сильно пожилых актеров и выплачивают им небольшую зарплату. Эти артисты уже могут практически не выходить на сцену, или выходить очень редко - но их ценят и не увольняют. Надо понимать, что часто для таких пожилых артистов - театр вся их жизнь. Они отдали театру десятки лет своей жизни, могут не иметь детей и выход на сцену раз в месяц или просто тот факт, что они работают в театре - это то, что поддерживает их в жизни. Конечно, случаются такие скотские случаи, когда новое руководство выбрасывает за борт таких пожилых артистов. Театр экономит на этом немного - 10-15 тысяч с каждого такого артиста. Обычно их немного в театре - несколько человек. Но пропорционально такой экономии не снижаются цены на билеты, а наоборот, почему-то повышается зарплата дирекции. И не забываем основной тезис этой статьи - трогают всегда беззащитных и тех, кто не сможет ответить. Вы можете вспомнить историю с Людмилой Поргиной и возразить мне. Но перечитайте еще раз эту статью и поймете почему Людмила Поргина до сих пор числится актрисой одного московского театра и будет ею числиться всегда, а какую-нибудь Марь Ивановну 80-ти с лишним лет, которая сыграла сотни ролей и тысячи спектаклей, но сейчас слепа и больна и не удел уволят, как и какого-нибудь Петю, который лет пять не вылезал из театра, переиграл кучу ролей, всегда выручал и не имел никакой личной жизни и денег больших не заработал - тоже уволят.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Артисты просто на виду, как и театры в целом. А так, там все так же, как и в любых офисах, учреждениях. Зубастых не трогают, а беззащитных и отзывчивых бьют или используют. Вот и весь сказ. Но мое мнение, что в театре не все меряется зарплатой и деньгами. Иногда артисту можно и платить даже если он давно не выходит на сцену - просто исходя из тех заслуг, которые этот артист имеет и тех десятков лет, которые он посвятил тому или иному театру. И не сильно затратно то, что театр им платит какую-то денюжку. На самом деле - это очень небольшие суммы. Но если вы думаете, что таких артистов много - ошибаетесь. Мало. И они заслуживают того, чтобы им платить эти небольшие зарплаты. А вот тех, кого не трогают по причине их "зубастости" значительно больше. А еще больше вопросов вызывают зарплаты руководства многих театров. И эти зарплаты только растут и растут - но это уже тема для других материалов.

Дмитрий Ластов

Посмотрите ещё:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС

Рекомендуем почитать