Иппотерапия как метод реабилитации при ДЦП

223 прочитали

   Несколько веков назад врачи выявили, что взаимодействие с лошадью оказывает положительное влияние на детей с детским церебральным параличом. Как и у ЛФК в основе иппотерапии - движение.

Несколько веков назад врачи выявили, что взаимодействие с лошадью оказывает положительное влияние на детей с детским церебральным параличом. Как и у ЛФК в основе иппотерапии - движение. Только вместо массажиста или реабилитолога здесь живая лошадь.

Формы

  • Собственно иппотерапия

C этой формы начинается применение иппотерапии в курсе реабилитации детей с церебральным параличом. На этом этапе ребенок под наблюдением инструктора учится сидеть на лошади, держится или не держится за ручки страховочной подпруги, инструктор страхует пациента и руководит процессом, дает задания, предлагает разные комплексы упражнений.

  • Лечебная верховая езда

При этой форме на индивидуальных или групповых занятиях — в группе обычно от 3 до 6 человек - лечебный эффект оказывает обучение управлению лошадью. Ребенок здесь уже не просто учится держаться в седле, он осваивает верховую езду, сам управляет лошадью, задает направление. Темп обучения, сложность занятий определяется исходя из психических и физических возможностей ребенка.

На групповых занятиях к каждому ребенку прикрепляют одного инструктора, его страхуют или идут рядом, подключаясь к его действиям только в случае необходимости. Иногда группы формируются смешанные — вместе занимаются дети с ограниченными возможностями и обычные, обладающие примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии.

   Несколько веков назад врачи выявили, что взаимодействие с лошадью оказывает положительное влияние на детей с детским церебральным параличом. Как и у ЛФК в основе иппотерапии - движение.-2
  • Игры и упражнения верхом па лошадях

В этой форме иппотерапии требуется больше участников: ребенок, коновод, инструктор и помощники. Здесь для занятий используется различный инвентарь — в зависимости от выбранной игры.

Воздействие иппотерапии на двигательное и психическое развитие ребенка с ДЦП

  • Занятия верховой ездой закладывают у детей новые условные рефлексы, развивают равновесие, улучшают координацию движений. Кроме того, иппотерапия снижает спазм мышц, увеличивает объем движений в суставах, силу мышц спины, живота и конечностей, развивает моторику рук и ног.
  • При длительных занятиях у ребенка формируются и закрепляются правильные двигательные навыки. За счет того, что езда на лошади во многом похожа на походку человека, ребенок постепенно приобретает навыки ходьбы, пробует стоять на земле, делать шаги.
  • Во время езды у всадника вырабатывается умение держаться в седле, область таза двигается в такт с колебательными движениями лошади. Импульсы от колебательных вибраций лошади приводят мышцы тела в движение, а импульс из мышц поступает в мозг. В результате, ребенок развивает не только двигательные навыки, но и интеллектуальные и психологические возможности.
  • Регулярная езда разогревает мышцы и приучает ребенка к постоянным нагрузкам — во время езды разогреваются и массируются спастичные мышцы ног, усиливается кровоток в конечностях. В работу включаются бездействующие мышцы. У ребенка постепенно формируется стереотип прямохождения — позже ребенок переносит этот навык в жизнь.
   Несколько веков назад врачи выявили, что взаимодействие с лошадью оказывает положительное влияние на детей с детским церебральным параличом. Как и у ЛФК в основе иппотерапии - движение.-3
  • Обучаясь в группе, ребенок развивает навыки общения, взаимодействия с коллективом. Потихоньку пациент начинает отмечать, что он отличается от других ребят, так появляется ощущение индивидуальности.
  • Постепенно у ребенка снижается эмоциональная лабильность, повышается самооценка, уменьшается агрессивность, поднимается настроение. Ребенок учится концентрировать внимание на конкретной задаче, анализировать ситуацию.
  • Управление большим конем формирует у ребенка ощущение победы, независимости, могущественности. Как следствие, у ребенка формируется мотивация самостоятельно стоять и ходить, что у многих детей ослаблено.
  • Иппотерапия формирует доверие (к лошади), которое в дальнейшем распространяется на людей.
  • Езда на лошади формирует у ребенка пространственные представления тактильные навыки и пр. В ходе тренировки пациент запоминает окраску, размеры, тепло животного, испытывает приятные тактильные ощущения от поглаживания, отмечает ритм шагов лошади, стук ее копыт, запах и дыхание. Обработка и анализ таких данных тренирует мыслительный процесс — память, внимание, восприятие. Как следствие, развиваются интеллектуальные способности.
  • Иппотерапия оказывает положительное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы.

Внимание! Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.