Как передать активы интернет-бизнеса при продаже?

Подготовка проекта к отчуждению и прохождение проверки бизнеса - одни из самых сложных для продавца этапов. Но не менее важная часть процесса продажи интернет-бизнеса - организация передачи активов, входящих в его состав, таких как доменное имя, аккаунты в различных сервисах, группы в социальных сетях и т.д.

Передача активов осуществляется уже после достижения договоренностей и завершения покупателем проверки проекта. Однако зачастую этот процесс оказывается гораздо сложнее, чем рассчитывали стороны, и, если продавец и покупатель не организовали его надлежащим образом, закрытие сделки затягивается.

Процесс передачи активов можно условно разделить на 2 этапа:

1) Подготовительная стадия;
2) Непосредственно передача активов бизнеса

До начала процесса передачи активов стороны подписывают необходимые документы, основной из которых - договор купли-продажи бизнеса. Собственно передача активов происходит в конце - перед закрытием сделки.


Как эффективно организовать передачу активов интернет-бизнеса?

1. Систематизируйте активы

Прежде всего, составьте перечень активов, которые будут переданы новому владельцу бизнеса. Это не только ускорит процесс передачи, но и повысит доверие со стороны покупателя. Целесообразно перечислить их в отдельном пункте или приложении к договору.

Для большинства онлайн-проектов актуален следующий список:

1. Права администрирования доменных имен
2. Права на контент, размещенный на сайте
3. Электронные почтовые адреса
4. Права администрирования групп в социальных сетях
5. Телефонные номера
6. Учетные записи в различных сервисах
7. Права по договорам с контрагентами
8. Базы клиентов
9. Исключительные права на товарный знак или знак обслуживания (если зарегистрирован)
10. Права на исходный код

Что касается интернет-магазинов, то часто помимо онлайн-части покупателю передается товарный остаток. В этом случае целесообразно заключить отдельный договор купли-продажи товара, в котором будут указаны детали приемки товара и его оплаты.

2. Подготовьтесь к передаче доменного имени

Одним из ключевых активов при продаже интернет-бизнеса является домен. Для смены администратора доменного имени необходимо подать заявку в офисе регистратора лично или отправить нотариально заверенное заявление по почте или с курьерской службой, приложив ксерокопию паспорта физического лица - действующего администратора домена или ИНН и ОГРН, если передачу осуществляет юридическое лицо. В заявлении указывают данный принимающей стороны.

Процедура передачи может происходить также без заявлений на бумажном носителе в режиме онлайн в личном кабинете - для этого должно быть заключено соответствующее соглашение с регистратором.

Домен после смены администратора будет находиться в личном кабинете принимающей стороны на сайте регистратора.

Для того, чтобы смена администратора доменного имени при продаже прошла в сжатые сроки, покупателю необходимо заранее создать аккаунт на сайте регистратора.

Кроме того, стоит убедиться, что срок регистрации домена на момент передачи не истек - это будет препятствовать переоформлению.

3. Позаботьтесь о перезаключении договоров

Покупатель, приобретая интернет-бизнес, рассчитывает на сотрудничество со всеми контрагентами компании на тех же условиях, что и прежний собственник. Поэтому стоит заранее провести с ними переговоры, чтобы выяснить возможность перезаключения договоров с новым владельцем на действующих условиях.

4. Организуйте переоформление аккаунтов

Не все аккаунты передаваемы. Например, банковские счета продавца-физического лица, на которые поступает доход от деятельности бизнеса, переоформить не получится - потребуется открыть новый счет.

Кроме того, в зависимости от аккаунта порядок его передачи может отличаться. Например, для того, чтобы передать группу в социальной сети Вконтакте, новому собственнику необходимо быть зарегистрированным на сайте и вступить в группу - лишь после этого продавец сможет сделать его администратором. Причем в случае, если продавец самостоятельно зарегистрировал группу, он обладает статусом "Создатель", изменить который можно только при обращений обеих сторон с соответствующей просьбой в техподдержку социальной сети.

Тем не менее, для передачи прав администрирования большинства аккаунтов в онлайн-сервисах и группах в социальных сетях достаточно предоставить новому владельцу доступ к ним, например, создав документ со списком URL-адресов каждого сервиса, логинами и паролями для входа. Но такой метод требует времени и внимательности - ошибиться при передаче пароля легко.

Поэтому в случае, когда требуется переоформление большого числа аккаунтов целесообразно воспользоваться одним из сервисов для хранения паролей - с помощью специального плагина они сохраняют все пароли и позволяет делиться ими с выбранным вами лицом.

5. Подготовьте инструкции и документы

Как правило, при продаже интернет-бизнеса стороны договариваются о том, что в течение определенного времени продавец оказывает поддержку новому владельцу.

Для того, чтобы сократить количество возникающих вопросов, стоит сделать подробные инструкции, приложив к ним, например, скриншоты экрана или скринкасты-видеозаписи с необходимыми для работы операциями. Структурируйте информацию и распределите файлы по отдельным папкам, чтобы было легко найти нужный документ.

Передать руководства и документацию, которая хранится на электронных носителях, можно используя облачное хранилище, например, Google Диск - будет достаточно открыть покупателю доступ к файлам.

Таким образом, главный секрет успешной передачи активов новому владельцу - заблаговременное планирование процедуры. Благодаря эффективной подготовке закрытие сделки может занять всего пару дней, в то время как ошибки, допущенные на этом этапе, способны затянуть процесс на недели. Чтобы избежать ошибок, вы можете заказать услугу по сопровождению сделки на сайте itbb.ru.