eduScrum — современный способ построить обучение в классе

eduScrum — это направление, выделившееся из классического Scrum. В создании руководства по eduScrum также участвовал Джефф Сазерленд, автор оригинального фреймворка.

eduScrum описывает рамки для внедрения Scrum в образование. В основе лежит совместная работа учеников и учителя. Классическое обучение построено на принуждении и поощрении. В eduScrum иные способы: детей мотивируют работать через автономию и совместную цель. Ответственность за обучение сначала разделена между учителем и учеником, а затем постепенно переходит полностью на ученика.

eduScrum используется как:

  • педагогическая технология — для организации процесса обучения в школе и на дополнительных занятия,
  • основа для разработки курсов для взрослых.

Теория в основе

eduScrum построен на эмпиризме: новое знание появляется из опыта и решений на базе имеющихся знаний.

Три неизменных принципа в основе:

  • прозрачность — единый стандарт для всех, понятный язык, открытые критерии оценки,
  • проверка — все участники регулярно проверяют артефакты и свой прогресс в обучении, чтобы своевременно решить проблемы,
  • адаптация — если группа отклоняется от плана обучения или встречается с проблемами, то её работа корректируется.

В Scrum используется понятие «ценность», eduScrum заимствует этот термин, но под ценностью понимается «совокупность индивидуальных учебных результатов, развитие личности и совместные достижения».

Роли в eduScrum

Команды и распределение ролей в eduScrum отличается от оригинального фреймворка. Выделяется владелец продукта, eduScrum-мастер и ученическая команда.

Учитель в eduScrum

Учитель выполняет роль владельца продукта. Владельцев продукта несколько, потому что каждый учитель отвечает только за свой предмет. Равно и обратное: у владельца продукта сразу несколько команд.

Учитель также берёт на себя роль eduScrum-мастера на начальных этапах внедрения фреймворка.

Учитель отвечает за:

  • предмет обучения (= составление бэклога — то, что нужно изучить, и личностные задачи для учеников),
  • оценку результатов обучения,
  • проверку результатов и их улучшение,
  • вовлечение всех детей в процесс eduScrum, объяснение этого процесса,
  • фасилитацию команд,
  • обучение eduScrum-мастеров и помощь им.

Учитель разрабатывает критерии «Сделано» и критерии соответствия для каждой темы. Это могут быть минимальные баллы теста, правила оформления презентаций, соответствие плану, количество ошибок в диктанте и прочее. Главное требование — выполнимость и измеримость этих критериев.

Команда учеников и eduScrum-мастер.

Команда формируется из 4 учеников — именно эта цифра рекомендуется авторами. Процесс выглядит так:

  • Выбирается eduScrum-мастер с помощью учителя или голосованием класса.
  • eduScrum-мастер выбирает учеников в свою команду. Условие — собрать такую группу детей, чтобы в неё попали дети с разными навыками: склонностью к творчеству, точным наукам, гуманитарным и т. д.
  • Команда сформирована и начинает работать над учебными целями вместе.

Команды в eduScrum самоорганизующиеся. Это значит, что учитель ставит учебную цель и показывает бэклог (учебные задачи), но не вмешивается в то, как ученики будут изучать их. Они могут выбрать лекцию от преподавателя, самоподготовку, работу группами и другие методы. В конце спринта результат обучения должен соответствовать критериям обучения, сформированным учителем.

eduScrum-мастер ведёт доску задач своей группы. Если студент хочет, он может проводить дополнительные встречи и церемонии, но это зависит от навыков и возраста учеников. eduScrum-мастера разных команд поддерживают контакты друг с другом и выстраивают взаимодействие между группами. Разные команды могут объединяться на несколько учебных эпизодов или на мероприятие: например, для прослушивания лекции или организации школьного концерта.

События в eduScrum

Основное событие eduScrum — спринт. В него входят другие церемонии. Спринт длится до 2 месяцев (в зависимости от выбранной темы). Спринт может включать в себя серию уроков на одну тему, большой проект, одно произведение, раздел науки и т. д.

Часто спринты для удобства привязывают к четвертям.

События внутри спринта:

  • планирование спринта,
  • стендап перед уроком,
  • рабочий процесс (не выделяется как отдельный ритуал),
  • обзор спринта,
  • ретроспектива.

Спринты нельзя отменить и изменить, новые задачи в него добавляются в исключительных случаях. Учитель проверяет, как команда понимает задачи из спринта и достаточно ли закрепляет полученные результаты. Например, если дети в начале спринта выучили правило, они должны несколько раз проверить свои результаты, но уже позже. Таким образом, eduScrum не нарушает классические принципы педагогики.

Планирование спринта

Это событие находится в самом начале спринта. В него входят три элемента:

  • Формирование команды, описанное выше.
  • Определение цели обучения. Цель определяет владелец продукта. Учитель рассказывает, что ждет от детей к концу спринта, к каким результатам нужно прийти и какие задачи уметь выполнять.
  • Планирование работы. Команда сама формирует план своего обучения на спринт из бэклога, который составил учитель. На планирование отводится два урока, если спринт длится четверть. Определяется, что сделать, в каком порядке и каким способом. Здесь нужна активная роль учителя: он отвечает на вопросы по бэклогу, раскрывает темы и свои ожидания. Часто учитель подсказывает детям, какие темы сложнее: что нужно выучить с учителем, а что можно взять на самостоятельное обучение.

После планирования каждая команда полностью отвечает за свой план и берёт на себя ответственность — выполнить учебные задачи к концу спринта. Для этого в конце события команды рассказывают учителю, как они будут достигать цели спринта.

Стендап

В начале каждого урока пять минут выделяется на стендап. Каждый член команды отвечает на вопросы:

  • Что я сделал с момента прошлого занятия?
  • Что я буду делать на этом занятии?
  • Что мешает добиться цели спринта?

На стендапе может присутствовать учитель. eduScrum-мастер помогает команде поддерживать доску задач, но в отличие от Scrum, он такой же ученик, как и остальные.

Обзор спринта

Обзор — это событие в конце спринта, когда команда демонстрирует, какие знания получила. Это может быть демонстрация проекта или большая контрольная работа, живое выступление и другие приёмы.

В eduScrum кроме большого обзора есть постоянные проверки в ходе спринта. Это тесты на повторение, дополнительные задания от учителя. Цель проверок — отследить прогресс команды и адаптировать первоначальный план. С их помощью в свободный процесс обучения легко включаются стандартные педагогические приёмы.

Ретроспектива

На ретроспективе после спринта команда обсуждает:

  • как прошёл спринт в целом,
  • как были построены взаимоотношения и взаимодействия, какие инструменты использовались,
  • что было хорошо, а что плохо, что нужно улучшить.

В результате формируется план работы по улучшению своей учёбы и отношений в классе.

Подробнее про артефакты

В eduScrum есть бэклог продукта, но он отличается от классического. В образовании все темы известны заранее, поэтому бэклог не пополняется и редко переоценивается.

Бэклог — это переработанная программа обучения, которая соответствует государственному стандарту.

Те задачи, которые будут взяты в ближайший спринт, должны быть детализированы и поделены на более мелкие: отдельные уроки, части уроков, правила, домашние задания — состав зависит от содержания предмета. Составление бэклога — творческий процесс для учителя, в его силах сгруппировать и разделить материал более интересно.

Вместо scrum-доски в eduScrum ведется флип. Он также содержит графы: «Сделать», «В работе» и «Сделано». Карточки с учебными задачами передвигаются между графами, так что учитель может видеть прогресс каждой команды.

На флип могут попадать новые задачи от учителя в исключительных случаях. Если команда хорошо справляется с работой, то учитель может предложить добавить дополнительные задачи, но решение остается за командой.

Выше мы касались критериев «Сделано». Это отдельный артефакт в eduScrum. Трудно дать конкретное определение или пример, так как сделанная работа зависит от предмета. Эти критерии часто совпадают с требованиями для выставления оценок: так критерии соответствуют государственным стандартам, а учителю не нужно изобретать новое.

В eduScrum выделяется дополнительный критерий — «Удовольствие». В работе с детьми это важный показатель. Обучение не должно угнетать и расстраивать, поэтому ученики формируют задачи, которые нужно выполнить, чтобы учиться в удовольствие. Соответствие этим критериям за спринт отслеживается и обсуждается на ретроспективе.

eduScrum — это незаконченная концепция. Она используется в некоторых группах как инновационная методика обучения и даёт хорошие результаты, но фреймворк ещё проходит проверку временем и изменяется. Учитель может заимствовать некоторые элементы или дополнять очерченные рамки собственными идеями. Главное, чтобы ученики получали от обучения возможный максимум, не жертвуя психологическим комфортом и своей свободой.

Официальным представителем в России является Agile in Education. На этом сайте находится полный гид по eduScrum, список лицензированных тренеров, статьи по Scrum в образовании и кейсы преподавателей.

Яндекс организовал семинар Вилли Вейнандса, создателя методики eduScrum. Три видео с примерами можно найти по ссылке — «Agile-трансформация образования через eduScrum».