Авианосцы на базе танкера - гроза морей

С декабря 1941 г. в США начала разработка принципиально нового оружия — самонаводящейся акустической торпеды против подводных лодок, с августа 1942 г. эти разработки получили высший приоритет.

Стараясь как можно больше расширить зону поиска лодок в море, широко развернули строительство авиационных баз там, где раньше они и не планировались.

К этому времени выявилось разногласие между США и Великобританией по методу использования авиации в море. Американцы считали, что наиболее рационально создавать поисковые группы для уничтожения лодок, англичане на основании боевого опыта настаивали на прикрытии конвоев и соединений боевых кораблей береговой или авианосной авиацией на переходе морем.

Понимая, что быстрое создание эскадренных тяжелых авианосцев в значительном количестве невозможно, англичане вспомнили старую идею, восходящую к временам Первой Мировой войны — строительство небольших авианесущих кораблей на базе корпусов гражданских судов, особенно — танкеров.

Такой гибрид получил обозначение MAC (Merchant Aircraft Carrier). На корабле одна катапульта, один аэрофинишер и авиагруппа из 10-20 машин. Уже в 1941 г. в строй вошел первый английский конвойный авианосец "Audaciti", переоборудованный из немецкого судна "Hannover".

Он успел так проявить себя, что немецкие морские силы получили специальный приказ — уничтожить его во чтобы-то ни стало! В последнем своем боевом походе он входил в охранение конвоя HG-76. Немецкие самолеты, подводные лодки в течение 8 дней беспрерывно наносили удары по конвою, сразу после выхода его из Гибралтара, и 21 декабря 1941 г.

U-571 смогла выполнить приказ, ее торпеды послали авианосец на дно, но эта победа стоила Кригсмарине сразу пяти потопленных лодок U-127, U-131, U-434, U-567, U-574. Поняв ценность таких кораблей, их постройку широко развернули в США.

В ноябре 1941 г. вошел в строй первый конвойный авианосец "Asher", построенный специально для Великобритании. О размахе строительства говорит тот факт, что только за 1941-1943 гт. для этой страны построено 43 таких корабля. Всего в США построено 111 конвойных авианосцев, из них 61 единица — из танкеров, 50 — специализированной постройки.

В качестве вспомогательной меры разработали осветительную ракету большой мощности с парашютом. Самолет мог, в случае необходимости подсветить цель для точной идентификации.

Увеличение числа самолетов, авианесущих кораблей, первые авиационные радиолокаторы и более эффективные противолодочные бомбы в конце 1941 - начале 1942 гг. привели к гибели довольно значительного числа подводных лодок.

Дизель-электрическая подводная лодка вынуждена всплывать ночью или днем в плохую погоду вдали от берегов для зарядки аккумуляторов. Уверенная в своей "невидимости", лодка неожиданно становилась объектом атаки. Раньше подводники могли позволить себе всплыть днем и иногда позагорать на солнышке где-нибудь у Африки или Америки, теперь с такой идиллией было покончено навсегда.

Серьезной удачей для союзников стал захват "живьем" немецкой подлодки, причем в плен ее захватил самолет. Попав под атаку самолета, новая немецкая лодка U-570 получила повреждения и, поддавшись вспыхнувшей панике, командир поднял корабль на поверхность и выкинул белый флаг. Позднее лодка входила в состав английского флота под названием "Graph". Исследование лодки позволило выяснить, что глубина погружения ее больше, чем максимальная установка взрывателя глубинных бомб, а радиус поворота меньше, чем у эсминца.

Более того, электроторпеды, захваченные на борту, оказались настолько лучше того, что разрабатывали союзники, что они пошли по пути прямого копирования образца. Все эти поистине неоценимые сведения позволили значительно повысить эффективность противолодочной войны.