Как «в три дня стать оригинальным писателем»? О призвании писателя.

30 August 2018

2 февраля 2018 г. в редакции сайта «Терра Литература» прошла встреча с талантливым писателем Андреем Казикиным, руководителем Школы романиста, автором изданий: “WATIM” «Армия Фаусто-1», Магнитогорск, 2017; “WATIM” «Малефистериум. Часть 1», Магнитогорск, 2017. Вопросы от «Терра Литература» Андрею Казикину задавали к. филол. н., доц., литературный редактор Майя Леонидовна Бедрикова и Игорь Вильховский.

Игорь Вильховский: Уважаемый Андрей! Мы пригласили Вас в нашу редакцию по просьбе читателей сайта «ТЕРРА ЛИТЕРАТУРА». Многие из них пробуют свои силы в написании литературных произведений. Это наши авторы – прозаики и поэты, молодые критики. Вопрос о совершенствовании писательского мастерства очень актуален. Социальные сети предлагают курсы онлайн по мастерству писателя, наряду с образовательными услугами. С одной стороны, начинающий писатель получает пошаговый план «ускоренной подготовки», которая обещает привести к успеху – авторской публикации. С другой – вопрос о качестве художественных произведений по-прежнему остается открытым.

Андрей Казикин: Благодарю Вас за приглашение! Вы правы. В наше время интернет изобилует разного рода тренингами, курсами и лекциями, предлагая эффективные методики и ускоренные курсы. Сейчас, в отличие от советского времени, нет таких строгих цензурных и идеологических ограничений. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, кто угодно может опубликовать что угодно. Но с другой (тут я с Вами соглашусь) встает вопрос качества художественного продукта. Я неспроста делаю упор на слове «продукт». В наши дни о писателе (как начинающем, так и маститом) судят по тому, как его книги расходятся (неважно платно/бесплатно, в печатном виде или в сети), насколько он интересен и востребован. Один из важных плюсов подобных курсов, заключается в системе методик, предлагаемой тем или иным автором. Когда есть алгоритм, работать становится намного проще и, как правило, эффективнее. Из минусов же приходится отмечать отсутствие определенных гарантий результата, а также немалую стоимость. Редко кто предлагает организовать бесплатные курсы или лекции, позволяющие набраться знаний и получить результат от работы. Тут каждый волен искать и выбирать варианты сам.

М.Л. Бедрикова: Уважаемый Андрей! Полагаем, что Ваша точка зрения будет интересна нашим читателям и всем, кто интересуется художественным творчеством.

Хотелось бы напомнить, что о писательских технологиях заговорили не в ХХ -XXI вв. Например, в XIX в. Людвиг Бёрне привлек внимание просвещенной публики весьма дерзким заявлением, что оригинальным писателем можно стать «в три дня». Речь идет о его статье «Искусство в три дня стать писателем». Позвольте процитировать ставший хрестоматийным фрагмент упомянутой статьи: «Возьмите несколько листов бумаги и в течение трёх дней пишите, — но без всякой фальши, без всякого лицемерия! – всё, что вам приходит в голову. Пишите, что вы думаете о себе самом, о вашей жене, о турецкой войне, о Гёте, о ваших начальниках, и по истечении трёх дней вы будете вне себя от изумления, какие у вас новые, неслыханные мысли. Вот в чем искусство в три дня стать оригинальным писателем».

Как относиться к подобным утверждениям? На самом ли деле эта технология письма настолько эффективна для начинающего писателя? Или всё же писатель должен ждать особого состояния – вдохновения?

Андрей Казикин: Чтобы написать интересное произведение, которое будут читать, не нужно быть гением или ждать озарения. По своему опыту скажу: варясь в собственном соку, хорошего произведения придется ждать от себя многие годы, если не всю жизнь. Да, родным и друзьям может нравиться ваш труд, но на то они родные и друзья. Важно не попасться в эту ловушку.

Для начинающего писателя важно уметь объективно оценивать свою работу и искать столь же объективной оценки у окружающих. Добиваться конструктивной критики и не позволять недоброжелателям и завистникам убивать в себе творца. Всем угодить не получится. Следует это помнить. Но в то же время нельзя забывать о главном человеке в жизни писателя – Читателе.

Самое важное для автора – выбрать аудиторию, для которой он пишет. Выбрать язык, на котором он будет общаться, и главное — с кем. К примеру: если автор будет писать для детей или подростков языком Достоевского – это гарантированный провал. Дети его не поймут, а взрослым будет, в лучшем случае, скучно.

Процитированный Вами господин Бёрне освещает еще один важный момент в ремесле писателя – писать без фальши. Читатель не глуп и распознает стену, поставленную автором. «Читай меня, но я тебя в свою душу не пущу» — такой подход сразу оттолкнет от произведения. Раздеться догола, снять с себя кожу, обнажить все нервы и вывернуть свою душу наизнанку. Читатель должен видеть, что автор такой же живой человек, как и он. И эту жизнь, автор должен показать в своем произведении. Тогда Читатель поверит автору. И это доверие будет гарантией успеха.

М.Л.Бедрикова: С точки зрения Людвига Бёрне, ничего Божественного в писательстве нет. Что есть? То, что в наше время называют технологией «самонастроя» и методом свободных ассоциаций.

Андрей Казикин: Еще один момент, который хотелось бы осветить в сегодняшней беседе. Я неспроста ранее употребил выражение «ремесло писателя». Хочется развеять миф о том, что «чтобы писать – нужно вдохновение». Следование этому стереотипу приведет лишь к потери времени. Есть хорошее выражение «аппетит приходит во время еды». На первый взгляд, это может показаться странным, но чтобы писать, нужно… писать. Регулярная, непрерывная работа над своей рукописью позволяет отточить не только писательские навыки, но и постоянно улучшать свое произведение, раз за разом его редактируя и переписывая. Такая систематическая работа позволит за довольно короткий срок написать и подготовить к изданию свою рукопись. «Три дня», не три дня, но рассказ в 50-100 страниц за три-четыре месяца или же полноценную книгу в 500-600 страниц за год сделать вполне реально. Главное, чтобы было желание. Желание творить и желание работать.

Игорь Вильховский: Уважаемый Андрей! Конечно, вы правы в том, что труд писателя – это «непрерывная работа над рукописью», но эта работа не похожа на другие виды деятельности в обыденном понимании. Писатель не просто мыслит (это доступно большинству людей), но погружается в глубины подсознательного и подчас он не может истолковать то, что высказал на «нескольких листах бумаги».

М.Л.Бедрикова: Вероятно, писатель в течение своего творческого пути размышляет о том, как именно протекает его художественная деятельность. Опыт писательства уникален. Не случайно понятие вдохновение сопровождает художника слова. Внимательные читатели обратили внимание на выделенную Вами, Андрей, мысль: «нельзя забывать о главном человеке в жизни писателя – Читателе». Спасибо, Андрей, за искренние ответы.

Игорь Вильховский: На сайте «Терра Литература» мы стараемся учитывать интересы наших читателей. На странице «TERRA LITERATURA» «Вконтакте» каждый посетитель может познакомиться с АНКЕТОЙ «Режим чтения. Как я читаю» и ответить на несколько вопросов редакции.

Андрей, большое спасибо Вам за интересную беседу! Желаем Вам творческих побед! Мы будем рады встретиться с Вами вновь на сайте «Терра Литература»!