Как формируется самооценка. Детская психология.

Сегодняшняя статья будет посвящена краткому описанию того, как формируется самооценка.

Все мы рождаемся с некоторыми данными, которые выражаются в том, как реагирует наша нервная система на воздействие окружающей среды. Эти данные включают в себя базовые инстинкты и свойства нервной системы (такие как: сила, лабильность, уравновешенность, динамичность, активность). Но ребёнку все эти знания о себе ничего не дают, он не знает о себе ничего. Все, что он узнает о себе – он узнает по реакции самых значимых взрослых. Мама улыбается ему – значит, он хороший. Мама сердится – значит, теперь он плохой. Мама говорит ему, что он красивый и умный – и он начинает считать себя красивым и умным. В итоге, за первые годы жизни у малыша складывается видение себя, и авторы этого видения – мама, папа, братья-сестры, бабушки-дедушки, кого из них он видит чаще.

Затем это видение себя развивается за счет общения с другими людьми, за счет получения результатов своих действий и самостоятельной их оценки. Но изначально сформированная база почти не меняется, если к этому не прикладывать специальных усилий (упражнения, работа с психологом).

Итак, мы имеем, что к совершеннолетию у человека есть целая тонна разных впечатлений о себе самом, нанизанных одно на другое, и фундамент всей этой конструкции – отношения с родителями. Это и называется самооценка.

Если этот человек не занимается исследованием своей самооценки, исследованием себя самого самостоятельно или с помощью психолога, то он и дальше продолжает автоматически нанизывать новые впечатления на ту же самую нить. И в 20-30-40 лет (или и того позже, или вообще никогда) начинает искать разные способы свою самооценку повысить, ведь хочется же чувствовать себя уверено!
Никуда не уйти от того, что вам говорили в детстве. И вам очень повезло, если это были хорошие слова, одобряющие, поддерживающие. Если вам давали возможность научиться оценивать свои действия, не опираясь на внешнее мнение. В конце концов, слово «самооценка» подразумевает само-оценивание