185-летие со дня рождения композитора и ученого Александра Порфирьевича Бородина

Звуковой Календарь 12/11/2018

Александр Порфирьевич Бородин – один из замечательных представителей русской культуры 2-й половины XIX века: он был гениальным композитором, выдающимся ученым-химиком, занимался медициной, преподавал, обладал незаурядным литературным дарованием. Музыкальная одаренность проявилась у него с детства. Свое первое музыкальное произведение польку "Helen" А.П.Бородин создал в 9-летнем возрасте, учился играть на различных музыкальных инструментах. С 13 лет он учился играть на виолончели, написал первое серьезное произведение – концерт для флейты и фортепиано. С 10 лет мальчика заинтересовала и химия. Ситуацию с обучением осложняло то, что до 8 лет он был незаконным сыном и крепостным своего отца, грузинского князя Гедеванишвили. Лишь перед смертью в 1840 г. князь дал сыну вольную. Из-за своего происхождения А.П.Бородин не мог поступить в гимназию, обучался дома. Мать А.П.Бородина и ее муж нашли выход: записали сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Так "купец" А.П.Бородин получил право закончить гимназию и учиться дальше.

Он закончил гимназический курс (1850 г.), в 1856 г. окончил петербургскую Медико-хирургическую академию, продолжал заниматься химией. Во время учебы в Академии А.П.Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. Это вызвало недовольство научного руководителя А.П.Бородина известного ученого Н.Н.Зинина, который считал, что занятия музыкой мешают серьезной научной работе. В 1858 г. А.П.Бородин становится доктором медицины. Широкая известность пришла к нему после публикации в газете "Московские ведомости" научного труда - отчета по исследованию состава минеральных вод в водолечебнице города Солигалича.

В 1859 г. молодой ученый А.П.Бородин отправился в Германию, позднее участвовал в Международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Вместе с Д.И.Менделеевым побывал в Генуе и Риме, занимался научной работой в Гейдельбергском университете, входя в так называемый "Гейдельбергский кружок", в котором участвовали молодые русские ученые Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, Э.Юнге и др. "Кружковцы" обсуждали научные проблемы, вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства, читали журналы "Колокол", "Современник" и т.д. По возвращении в Петербург Александр Порфирьевич занял должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, преподавал и в Лесной академии.

В 1862 г. А.П.Бородин познакомился с композитором М.А.Балакиревым, вошел в его музыкальный кружок, позднее получивший название "Могучая кучка". Именно под влиянием М.А.Балакирева и критика В.В.Стасова определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов А.П.Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке. М.А.Балакирев высоко ценил композиторский талант А.П.Бородина и заявлял, что его жизненным призванием является музыка. Под руководством М.А.Балакирева А.П.Бородин начал работать над Первой симфонией, которую закончил в 1867 г. Двумя годами позднее она была исполнена с большим успехом в Петербурге оркестром Русского музыкального общества (РМО) под управлением М.А.Балакирева. Так родилось новое направление русской симфонической музыки. Первая симфония А.П.Бородина при своей классической форме наполнена богатырским размахом, энергией, сочностью красок, самобытностью. В конце 1860-х гг. А.П.Бородин начал работу над Второй симфонией и оперой "Князь Игорь". В.В.Стасов посоветовал композитору написать оперу на сюжет памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". А.П.Бородин писал:

"Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?..".

И он взялся за работу: изучал источники по эпохе "Слова" – русские эпические песни, летописи, исторические повести, исследования о "Слове", восточные напевы и т.д. Таким образом, опера "Князь Игорь" создана на подлинном историческом материале, либретто А.П.Бородин написал сам. Работа над оперой продвигалась медленно, ведь приходилось заниматься научной, педагогической, общественной деятельностью. Вторая симфония создавалась параллельно с оперой, близка ей по характеру музыкальных образов. По свидетельству В.В.Стасова, А.П.Бородин хотел отразить в симфонии образы русских богатырей, и, с легкой руки В.В.Стасова Вторая симфония А.П.Бородина стала называться "Богатырской". Она была исполнена в концерте РМО в 1877 г. (дирижер – Э.Ф.Направник) с большим успехом. Над оперой А.П.Бородин работал в течение 18 лет, а она осталась незаконченной автором. В 1870-х гг. композитор создал ряд основных сцен оперы, часть которых исполнялась в концертах. Большое впечатление на слушателей всегда производило исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров из оперы, сольных номеров (песни Владимира Галицкого, каватины Владимира Игоревича, арии Кончака, плача Ярославны). А.П.Бородин умер от разрыва сердца на костюмированном бале в Академии для профессоров и их семей. В.В.Стасов писал:

"Словно страшное вражеское ядро ударило в него и смело его из среды живых".

После смерти А.П.Бородина его друзья решили закончить "Князя Игоря": А.К.Глазунов воссоздал по памяти увертюру, сочинил на основе авторских эскизов музыку 3 акта, Н.А.Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 г. опера "Князь Игорь" была поставлена на сцене Мариинского театра и встретила горячий прием у публики. Действительно, образы в "Князе Игоре" монументальны, народные хоровые сцены поставлены с необычайной мощью и размахом, вся опера пронизана ярким национальным колоритом. Опера и доныне остается одним из шедевров отечественного оперного искусства. Критик В.В.Стасов писал: "Опера "Игорь" во многом, прямо родная сестра великой оперы Глинки "Руслан": в ней та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который превосходит даже комизм Фарлафа". С начала 1880-х гг. росла известность А.П.Бородина как композитора. Его произведения исполняются и получают признание и в России, и за рубежом – в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. В Бельгии исполнение произведений А.П.Бородина прошло поистине триумфально. А.П.Бородин стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX – начала XX веков. Высоко ценил и пропагандировал произведения А.П.Бородина Ф.Лист - композиторы встречались в 1877, 1881, 1885 гг. Э.Ф.Направник, дирижер и многолетний руководитель Мариинского театра писал:

"Бородин обладал могучим, богатырским, эпическим и самобытным талантом. Богато одаренный от природы, он свои способности не развивал и мало ими пользовался…".

Поскольку А.П.Бородин совмещал научную и преподавательскую деятельность с музыкальным творчеством, его творческое наследие сравнительно невелико по объему. Произведения А.П.Бородина отличают глубина и богатство содержания, классические формы, разнообразие жанров. А.П.Бородин считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Большинство произведений связаны с русским эпосом, в них сочетаются сердечная и задушевная лирика, динамизм, мелодичность.

Сегодня слушайте речитатив и каватину Владимира Игоревича из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь" в исполнении замечательного русского тенора Д.А.Смирнова. Запись 1911 г. на нашем сайте:

http://ргафд.рф/сallendar/12-11-2018

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.