Национальные танцы адыгов

Танцы и музыка всегда играли важную роль в жизни адыгского народа. В их основе лежат древние религиозно-культовые пляски, которые должны были обеспечить успех в труде, удачу на охоте, в бою с врагами.

Адыги считают, что танцы выражают душу народа. Без них не обходится ни праздник, ни свадьба, ни семейное торжество. Как правило, на таких мероприятиях танцам парного и массового исполнения предшествуют индивидуальные танцы мужчин, переходящие в своеобразное состязание, в котором танцовщики демонстрируют свою ловкость и силу. Умение хорошо танцевать считается достоинством молодого человека, неумение – порицается и высмеивается.

Самым древним и любимым в народе танцем является Зафак. Он первым утратил свой культовый характер и стал исполняться на праздниках и свадьбах. В этом танце девушка как бы в первый раз встречается с парнем, они говорят друг с другом на языке движений, обмениваются взглядами. Зафак – танец знакомства, танец свидания.

Исламей – плавный лирический парный танец, в котором парень и девушка имитируют любовные ухаживания орла и орлицы. Исламей является разновидностью зафака, но возник позже, о чем говорят более сложные хореографические приемы. Важными для исполнителей исламея являются национальные костюмы. Например, танцевать на носках в современных туфлях практически невозможно, равно как изображать орлиные крылья только руками – в сравнении с рукавами-крыльями адыгского костюма.

Удж – адыгский праздничный танец. Пластика и движения этого танца естественны и просты, что дает возможность исполнителям свободно импровизировать. Поэтому удж широко распространен и имеет многочисленные варианты.

Кафа – княжеский танец, в старину его танцевали только люди знатного происхождения. Это плавный танец со строгой и четкой хореографией, показывающий красоту и достоинство человека.

Если говорить о сегодняшних адыгских танцах, то они особенно прекрасны в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс», которому рукоплескали не только в России, но и в США, Германии, Бельгии, Польше, Швеции, Турции, Сирии и других странах.

Справка: почему в адыгских парных танцах мужчина держит ладонь полусогнутой. Дело в том, что в адыгской традиции раскрытая ладонь ассоциировалась с эротикой. Поэтому раскрытая молодым человеком в танце ладонь и растопыренные пальцы расценивались обществом как оскорбление девушки со всеми вытекающими последствиями. Отсюда полусогнутая ладонь: с одной стороны, она не открыта, с другой – видно, что в руке ничего нет.