Как побороть страхи у детей?

Начнем с того, что страх, как и любая другая эмоция, жизненно необходим человеку. Страх помогает нам распознавать опасность и в зависимости от ситуации реагировать соответствующим образом: прибегать к способам саморегуляции, вступать в бой или спасаться бегством. Понятно, что подобный механизм действия хорошо развит у взрослого человека. Детям только предстоит этому научиться. А еще маленькие, как правило, боятся явлений, которые для нас, больших, уже давно не страшны!

Интересно? Тогда давайте рассмотрим основные детские страхи и то, как можно помочь ребенку с ними справляться:

* От рождения и до 3 лет.

В этом возрасте ребенка пугают резкие и громкие звуки, резкие движения взрослых, незнакомые люди, неожиданные ситуации (например, резкая смена окружающей обстановки). Но на первый план выходит страх быть покинутым родителем. Пугает как непосредственный уход значимого взрослого, так и его отстраненное поведение или ярко выраженная смена внешности.

Как работать со страхом?

Постепенно готовить ребенка к тому, что родитель сначала может просто выйти ненадолго из его поля зрения (игра «ку-ку», прятки), а со временем и оставить его на более продолжительный срок с другим взрослым (дома с бабушкой, дедушкой, подругой; в детской игровой комнате с няней; в детском саду с воспитателем).

* 3–4 года.

Как правило, данный возраст характеризуется наличием страха нанесения ущерба физическим границам. Ребенка пугают уколы и прочие медицинские вмешательства.

Как работать со страхом?

Для начала откиньте в сторону стереотипные фразы по типу: «Не бойся!» и «Больно не будет!» Ребенок уже боится! Да и больно ему наверняка будет, это же укол!

Данный период помогает сформировать реалистичное отношение к своему страху через принятие его неизбежности и осознание, что есть вещи, которые в любом случае необходимо сделать. Иными словами: «пусть мне страшно, но я все равно это сделаю». Речь здесь идет, в том числе и о развитии силы воли. Полезно, не правда ли?!

* 4–5 лет

Ребенок впервые открывает для себя тот факт, что живое существо может перестать двигаться и дышать, может быть раздавленным, засунутым в банку и закрытым крышкой… В общем, может умереть… Примерно в то же время появляются так называемые мистические страхи. Ребенок боится темноты, чудовищ, живущих ночью у него под кроватью, зловещих персонажей из книг и мультфильмов. Помимо этого ребенок опасается стать отвергнутым значимыми взрослыми, потерять их любовь. Все это так или иначе связано со страхом смерти. Отсюда и вопросы: «А ты меня любишь?», «А правда, что ты меня никогда не оставишь?» и т. д.

Как работать со страхом?

Наблюдение из психологической практики: мистические страхи нередко становятся объектом некорректного отношения со стороны взрослых. Рекомендация: никогда не высмеивайте страхи детей, наоборот, отнеситесь к ним с должным вниманием и участием. Попросите ребенка нарисовать пугающий объект и рассказать о нем. После – предложите преобразовать чудовище, сделать из страшного – забавным. А вот теперь можно и посмеяться! Может быть у чудовища появилось платье в горошек или длинный розовый хобот, лишние лапы или соска во рту… Мистические страхи – плод богатого детского воображения, а следовательно и справляться с ними нужно, призвав на помощь детскую фантазию.

* После 7 лет

Время социальных страхов. Ребенок может бояться, что с ним никто не будет дружить, общаться, играть, что он не справится с предъявляемыми к нему требованиями от значимого взрослого – учителя.

Как работать со страхом?

Подобные страхи лечатся самим же социумом. Безопасная среда, в которой ребенок сможет научиться основным навыкам общения со сверстниками и значимым взрослым, – лучшее, что можно здесь предложить (кружок, тренинг общения для школьников и т. д.)

Теперь у вас есть более точное представление о том, какие страхи проявляются в детском возрасте. Все они связаны с прохождением ребенком стандартных периодов развития психики и в норме полностью исчезают примерно к 8–9 годам жизни, уступая место другим, более сложным заботам и переживаниям.

Корохова Дарья,
детский психолог театра «Кот Вильям»