В поиске Бога

В детстве я думал, что Бог - это нечто иллюзорное. Далёкое, непознаваемое и возможно существующее лишь условно в материальном мире. Иконы изображали старца, наблюдаю его за нами с небес. И я считал, что этот старец, невидимый для меня, существует как старец.

Потом я понял, что Бог не может быть человеком, ведь Он же Бог. Да, мы можем Его видеть в образе человека лишь потому, что хотим Его видеть таким. Мы иначе Его не представляем, потому и рисовали для человека его иконописцы как сами понимали и каким мог его понимать видящий икону.

Богоматерь с Младенцем
Богоматерь с Младенцем
Богоматерь с Младенцем

Но я вырос и понял, что православное триединство, как Отец, Сын и Дух являют собой единое. Но я никак не мог понять, где должна быть Богородица? Ведь Она родила Сына, а Он, как известно, есть Отцом и Духом. Выходит, что он создал себя сам, но через материализацию пространства, через БогоМатерь. А значит, Бог есть и Богородица также.

Но человек изначально был един с Богом и Богородицей. Он и есть их дитя. И человечество, являясь продолжением Божественных Начал, тоже является образом и подобием Бога. И каждый живой человек имеет в себе образ Божий.

Но как тогда быть с животными, птицами, рыбами, насекомыми, растениями и стихиями - минералами и почвой, водой, воздухом и огнем? Ведь не может же Бог быть проявленные в одном, и отсутствовать в другом?

А если брать за пример существование добра и зла, может ли быть Бог проявлен в добре и не проявлен во зле? Но, если все, что существует, являет собой проявление Бога в разных формах, то как же воспринимать тогда то, что мы называем диаволом?

Помимо видимого мира, есть и мир невидимый. В нем обитают существа, также являющие собой проявление Бога в разных формах. Они могут знать или не знать о существовании других миров, но от этого знания не зависит то, что Бог являет собой их разрозненное единство.

Нерукотворный образ Христа
Нерукотворный образ Христа
Нерукотворный образ Христа

Сами по себе они не являются Богом, но проявлены в Нем как разобщенные между собой части или элементы Единого. Иначе говоря, Единое знает, что оно Единое, примерно как человек знает о том, что его тело - это единый организм.

В поиске Бога

Но сами по себе части Единого не осознают единства между собой. Так же и клетки человеческого организма не осознают взаимодействия в организме, помня лишь сами себя. Так органы могут в организме человека не взаимодействовать, а противодействовать в нем, создавая предпосылки для возникновения болезней.

Потому и имеет человек образ и подобие Божии, что создан Богом как проявление Единого. И пока помнит о Боге человек - помнит о единстве с организмом и каждая его клетка. Сам же человек является такой же клеткой организма Единого, которая может помнить, а может и забыть о Едином.

Руслан Стойчев

Из цикла "В поиске Истины"