Дивный новый мир, Brave new world (1998)

Фильм-экранизация культового романа Олдоса Хаксли "О, дивный новый мир!"
Сразу скажу, что фильм даже сюжетом отличается от книги, не говоря уже о смысловой нагрузке, однако разговор мы будем вести не об антиутопии Хаксли, а об антиутопии режиссёров фильма - Лесли Либмана и Ларри Уильямса.
Какой смысл пытались вложить авторы в картину? К чему хотели побудить? Какие проблемы были подняты? И в какой мироустроительной картине происходит действо?
Давайте обсудим.

Сюжет (ВНИМАНИЕ!!! Спойлеры!)
Действие разворачивается в мире недалёкого будущего. Общество преодолело преступность, войны, болезни, страдания. По крайней мере, с остатками этих явлений ведётся эффективная борьба. И люди счастливы.
Достигается эффективность старыми проверенными способами: предельное потребительство, как мотив, строгая классовость, как основа порядка и стабильности, наркотические средства, как лекарство от дурных эмоций, строгое проектирование и выращивание человека, как средство борьбы с индивидуальностью.

Бернард Маркс - представитель высшей касты "Альфа" - работает в Инкубатории по производству людей. Его специализация - гипнотерапия детей, подготавливающая новых человечков к отведённому для них месту в обществе. Бернард немного отличается от остальных "Альф", что заставляет его чувствовать себя не полноценным или, по крайней мере, просто другим. Эту инаковость чувствует Ленина Краун, с которой Бернард ведёт неприличную в новом обществе моногамную связь.

Вылетая в очередные выходные вместе в зону-резервацию, где изолировали агрессивных, живородящих нецивилизованных людей, они терпят крушение и сталкиваются с этими неприятными грубыми наглыми людишками. Выручает их светлый парень - Джон. Вскоре выясняется, что Джон является сыном цивилизованного "Альфы" с погранзаставы и аборигенки. Бернард решает привезти его и его мать в город и изучить влияние аборигена с его странными устаревшими представлениями о должном на цивилизованных граждан. В этом Бернард видит возможность выяснить истинные причины периодически вспыхивающего недовольства представителей низших каст и совершенствовать процедуру гипнопедии (обучение гипнозом во сне).

Джон сталкивается с цивилизованным миром - миром мечты, где не знают нужды и страданий. Он в центре внимания. Город говорит о нём. Все хотят с ним встретиться. Миллионы огней, множество красивых людей, блага цивилизации!...
Однако, очень скоро Джон, воспитанный на произведениях Шекспира, понимает, что от привитых древним гением ценностей в цивилизованных людях не осталось практически ничего. Разрушена мораль, разрушена индивидуальность, разрушена субъектность. Инфантильность стала не просто нормой. Стала идеалом. Джон разочаровывается и в Ленине, в которую влюбился практически сразу. Любовь оказывается недоступной для цивилизованных граждан. Они не понимают её основ. Она им глубоко чужда.

Смерть матери от передоза сомы (так называется местный наркотик) и отношение к усопшей со стороны работников морга (параллельно воспитывающих будущих работников крематория игрой в праздник) окончательно ломает Джона. Он более не может находиться в этой стерильной для духа обстановке и сбегает из города. Вернуться в резервацию он не может - старый мир страшен, там он всегда был чужим. Остаться в мире мечты он не может тем более - дивный мир оказался ещё более страшной тюрьмой. Он уходит в отшельники, однако и там его находят журналисты, зеваки, любопытные граждане. То ли случайно, то ли намеренно, Джон сбрасывается со скалы в прямом эфире.

В это время выясняется, что попытки Джона привить старые ценности в новое общество тщетны. Выясняется, что директор Инкубатория является биологическим отцом Джона. Его со скандалом выгоняют и ставят на вакантное место Бернарда, успешно доказавшего устойчивость общества. А Ленина до глубин души оказалась поражена той недостающей ранее новизной, что принёс Джон. Она сталкивается с любовью, с возможностью биологического материнства, сталкивается с совсем иным взглядом на смысл жизни. Она перестаёт предохраняться, в скором времени беременеет от Бернарда и уходит в добровольное изгнание. Что-то понимающий Бернард бросает своё завидное положение и уходит за ней.

Одна из иллюстраций к книге
Одна из иллюстраций к книге

О мироустройстве

Дивный новый мир построен на предельном неравенстве. Неравенстве, искусственно воспроизводимом из поколения в поколение даже на биологическом уровне. Тотальный контроль хоть и не выражен в прямом ежесекундном надзоре за каждым членом общества, как в "1984" Дж.Оруэла, но распространяется глубже, на саму психику человека. Во-первых, человека собирают чуть ли не по генам, ещё до рождения определяя необходимые качества. Во-вторых, его обучают с использованием методов глубокого гипноза, выворачивающих психику наизнанку и выстраивающих её нужным образом. В-третьих, ведётся регулярная пропаганда, предотвращающая какие-либо сомнения в правильности системы. И адресация пропаганды идёт к самому древнему, самому трудноотменяемому природному началу. Отсюда и предельное сексуальное раскрепощение, отсюда и тотальное потребительство, постоянные увеселения и т.д.

Ритуальные танцы, обычно заканчивающиеся оргиями.
Ритуальные танцы, обычно заканчивающиеся оргиями.

Например, для нас период ночных клубов заканчивается где-то на последних курсах института, как правило, далее начинается взрослая жизнь. В описываемой системе взрослая жизнь не начинается вообще! Люди продолжают период "sex, drugs & rock'n'roll" вплоть до глубокой старости. Да и сама эта формула возведена в абсолют. Они работают, но вечером накачиваются сомой и в пляс, чтобы утром проснуться в постели с неизвестным человеком (а то и несколькими), одеться и снова на работу. При том, живут так все, в независимости от касты или положения в касте. Невольно вспоминаешь концепцию "Великий инквизитор", озвученную Шиллером в "Дон Карлос, инфант испанский" и Достоевским в "Братьях Карамазовых": Люди должны получить свободу всех свобод - свободу от необходимости делать выбор.

Верховноуправитель Мустафа Монд. Винтик, выполняющий роль хозяина Дивного нового мира.
Верховноуправитель Мустафа Монд. Винтик, выполняющий роль хозяина Дивного нового мира.

Управляется мир Верховноуправителями, образующими Совет. О них, если правильно помню, не сказано в фильме вообще ничего. Мы лишь встречаемся с одним из них - Мустафой Мондом (роль которого сыграл легендарный Леонард Нимой, известный нам по роли Спока в "СтарТрек"). Верховноуправитель ведёт координацию работ всех государственных и общественных служб. Его главная задача - обеспечить стабильность системы. Верховноуправители - единственные люди, кому позволено изучать древние ценности, древние мироустройства, чтобы эффективно управлять цивилизацией. Помните, мы обсуждали фильм "Посвящённый", где тоже речь шла о том, что для общего блага люди должны быть в неведении, а груз знания ложится на плечи единиц - посвящённых? Это всё адресует к тому самому Инквизитору Шиллера. Тема, к которой мы обязательно вернёмся для более подробного разбора.

Что хотели нам сказать авторы фильма?

Авторы, безусловно, хотели, как и Хаксли, показать нам, насколько Дивный новый мир сопоставим с нашим. Они, на мой взгляд, уловили мысль Хаксли, но вот передать...

Дело тут, убеждён, в первую очередь лежит в самом Голливуде. Бюджет у фильма не малый. Деньги надо отбивать. Тема очень страшная и, если её правильно донести, отбивает у человека любое желание потакать системе потребления, частью которой является кинопромышленность. Попкорн после фильма не продать, кока-колу не втюхать, в ночной клуб не затащить. Потому в фильме пришлось очень сильно покромсать основную идею, заменив несколько ориентиров. Так, например, директор Инкубатория оказался довольно деятельным подлецом, а не растерянной жертвой обстоятельств. Мать Джона представлена аборигенкой, с которой директор развлекался, а не "Бетой" из того же Инкубатория, сломавшей ногу во время поездки в резервацию и не сумевшей вернуться домой. Сама Ленина вдруг прозрела и выбрала путь материнства, а не вернулась в соматический экстаз. Адаптированы и аборигены, превратившись из индейцев по Хаксли в хиппи-подобных молодых людей. Всё это, на мой взгляд, служит только для того, чтобы облегчить восприятие зрителя и не вывести шоково из потребительского транса.

Однако, через все эти покровы чувствуется первоначальная задумка авторов. Они сумели показать перспективы нашего мира при сохранении имеющихся тенденций. Сумели подвести зрителя к Бездне расчеловечивания и показать, что таится по ту сторону. Да, эффект сильно порушен коммерческими вставками и совершенно не сопоставимыми выводами, типа "материнство превыше всего". Но главная цель, хоть частично, но была достигнута.

(Предлагаю ознакомиться с обзорами и на другие фильмы: Смотрим вместе)