Посвящённый, The Giver, (2014)

128 full reads
194 story viewsUnique page visitors
128 read the story to the endThat's 66% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В поисках правды нашёл свободу. В понимании заокеанских сценаристов, конечно же.

Сегодня речь пойдёт об антиутопии Филлипа Нойса "The Giver", вышедшей в 2014 году и получившей название в отечественном прокате "Посвящённый".

Фильм интересен тем, что показывает административную архитектуру меритократической утопической системы. В сюжете и в художественном плане представлении чего-то уникального не нашёл. Давайте их и обсудим.

Посвящённый, The Giver, (2014)

Сюжет (Спойлеры!)

Сюжет разворачивается в неопределённом будущем в одной из коммун нового человечества. Человечество избавилось от войн, справилось с несчастьями и неравенством. Прямо коммунизм, в понимании заокеанских теоретиков. Внешне коммуны похожи на представления Жака Фреско (очевидно, авторы фильма не мало почерпнули у дизайнера-мечтателя)

Внешний вид города-коммуны из фильма "Посвящённый"
Внешний вид города-коммуны из фильма "Посвящённый"
Внешний вид города-коммуны из фильма "Посвящённый"
Дизайн-проект города-коммуны Проекта "Венера" Жака Фреско
Дизайн-проект города-коммуны Проекта "Венера" Жака Фреско
Дизайн-проект города-коммуны Проекта "Венера" Жака Фреско

Живут в них люди с рождения под наблюдением Старейшин и, как мы узнаём позже, подвергаются серьёзному генетическому отбору. Непригодный переводят в "Другое место", по-нашему - в мир иной. Переводят сами же жители и старейшины, но совершенно не ассоциируя это с убийством (или эвтаназией, как это сегодня модно называть). Убивают таким образом детей, взрослых, стариков... В общем, всех, кто перестаёт или не способен приносить пользу коммуне.

Посвящённый, The Giver, (2014)

Позже становится понятно, почему люди не бунтуют против такого порядка. Во-первых, они по-детски наивны. Совершенно не подвергают информацию критике. Лучше всех это состояние описал Олдос Хаксли в "О, дивный новый мир!" (Ещё поговорим о нём отдельно). Во-вторых, создатели коммун пошли по пути создателей "Эквилибриума" (сходства колоссальны) или "Равных" - они глушат эмоции медикаментозно. За тем лишь исключением, что здесь глушат только сильные эмоции (героиня Фиона очень задорно хохочет, когда Джонас демонстрирует ей принцип работы санок), а там глушат эмоции все целиком, чтобы вообще ничего не было. Ну а против "особо помешанных", как всегда и везде, включаются силовые структуры.

Посвящённый, The Giver, (2014)

Особенностью коммун является отсутствие исторической памяти. Люди вообще не знают о том, что раньше был иной мир. Знают только, что стало намного лучше. А это, надо сказать, очень правильная оговорка.
Правят коммунами старейшины, избираемые из детей сразу после школы. В этом плане, все на самом деле равны. Полная меритократия. А вот тайными знаниями о прошлом обладает лишь один единственный старейшина - Принимающий. Он-то и обеспечивает память коммуны о прошлом и не допускает возвращения к старому миру. Он-то и является слабым звеном системы, по которому авторами фильма наносится удар.

Посвящённый, The Giver, (2014)

Молодой принимающий Джонас начинает узнавать прошлое, узнавать эмоции, знакомиться с радостями и бедами человечества. После того, как старый принимающий (который стал Дающим) невольно показывает ему ужасы Вьетнама, парень сходит с ума и начинает систему разрушать. Цели благороднейшие - дать людям чувства и эмоции. А вот цена... Кто вообще думает о цене?

Под конец в коротком диалоге спорят главная Старейшина и Дающий. Дающий отстаивает права людей на любовь и свободу выбора. Старейшина отстаивает право людей на спокойную жизнь "а-ля, муравейник", потому что человек - зол и его нужно запереть в клетку, не давая права выбора. Иначе война, грабеж, и ужас-ужас-ужас. Тезисы утрированы, давно известны и хорошо понятны.

Мерил Стрип в роли главной Старейшины великолепно передаёт конфликт персонажа
Мерил Стрип в роли главной Старейшины великолепно передаёт конфликт персонажа
Мерил Стрип в роли главной Старейшины великолепно передаёт конфликт персонажа

В конце-концов, Джонас систему ломает, выключив волшебный периметр. Воспоминая волной нахлынывают на жителей коммун (КАК???), прорвавшись снаружи.

Впечатления
Впечатления от фильма смешанные. Авторы здорово начали и паршиво закончили.

Главный тезис фильма построен на заведомо ложном выборе между Порядком и Эмоциями. Коммуны представлены как "золотая клетка" - как вполне определённое коммунистическое зло. Героический прорыв из коммуны - бунтарский хаос - как вполне определённое благо. Но так как снято хорошо, хочется на заданную тему поразмышлять.

Посвящённый, The Giver, (2014)

Размышления
Почему Джонаса дёрнуло всё сломать? Его импульс понятен, но ведь надо же понимать, что система, какой бы она ни была, работает.
А будет ли работать тот мир, на который ты людей обрекаешь? Попытка всё ломать крайне не взрослая. Сначала разберись, как работает система. Ты только что начал постигать то, что больше никому не доступно. Это чудовищная ответственность! А ты через месяц побежал всё ломать?
Ладно, сломал. Как ты будешь теперь справляться с человечеством, которое одномоментно постигло любовь и ненависть, радость и злобу, притяжение и агрессию?
Как будешь справляться с на самом деле вырвавшимся из клетки зверем? Нет, природа человека не лишена звериного начала. Этот зверь на самом деле кинется всё жрать, если его выпустить из клетки. Но ведь его же можно и воспитать! Это называется преодолением, восхождением. А если поколениями человек не восходил а тупо глушил зверя медикаментами, то о какой культуре и порядке можно говорить?
Таким образом, прежде чем освобождать людей из медикаментозной инфантильности, их нужно воспитать. Пойми, как работает система, дай пару нужных советов и коммуна начнёт меняться в нужном тебе направлении. Ты же уже во-главе системы, дурень! Начни снижать порции медикаментов для детей, займись их воспитанием по старым методикам. Вырасти новые поколения, которым не чужды эмоции и знания, но которые уже наделены полным пониманием ответственности перед обществом и друг другом. Открой перед людьми их творческий потенциал, постепенно продемонстрировав музыку, живопись, инжениринг, науку и т.д.  Это и есть коммунизм! И показывай, показывай, показывай всё то, к чему приводит жадность, ненависть, вражда. Примеров в твоей памяти чёртова прорва.

Но ты, Джонас, ломаешь систему, не попытавшись разобраться, зачем твои предки её построили. И обрекаешь мир на всё тоже самое.

Молодец, чё.

Посвящённый, The Giver, (2014)

В художественном плане картина слаба. Приём с появлением цвета в чёно-белом мире по мере освоения материала Дающего, прозрачен и прост. Игра актёров, на мой взгляд, средненькая. За исключением некоторых второплановых персонажей, никто из них не живёт в бесчувственном мире. Эмоции и поведения не совпадают с предлагаемой реальностью. Фильм вытягивают разве что Мерил Стрип и Джеф Бриджес.

(Предлагаю ознакомиться с обзорами и на другие фильмы: Смотрим вместе)