85,2K подписчиков

О пробелах законодательства

1,4K прочитали

 Таможенное законодательство в России является самым хитросплетённым и сложным для понимания. В нём так много неизведанного, противоречивого и взаимоисключающего.

Таможенное законодательство в России является самым хитросплетённым и сложным для понимания. В нём так много неизведанного, противоречивого и взаимоисключающего. Эти обстоятельства сильно усложняют жизнь как участникам ВЭД, так и самим таможенникам. Тяжелее всего работается именно на земле. Таможенники пачками получают взыскания по требованиям вышестоящих органов, прокуратуры и других карательных инстанций. Формулировки, как правило, тоже размыты: не предпринял меры в установленном порядке, ослабил контроль, нарушил должностной регламент.

Зачастую никакого установленного порядка нет. Ещё чаще он времён ГТК и идёт в разрез с актуальным таможенным кодексом и ФЗ. В таких условиях инспектор каждый день вынужден ходить по опасно тонкому льду. А под ним его вдобавок ждёт всеми любимая прокуратура или товарищ майор.

Для понимания происходящих процессов лучше всего разобрать на простеньком примере.

Смышлёный инспектор с опытом знакомится с новым приказом, который регламентирует заполнение какого-либо документа, оформляемого при проведении таможенного контроля. На первый взгляд ему всё нравится, но читает он внимательно, т.к. совсем недавно соскочил с выговора за очень жирные запятые, в то время как нормативкой предусмотрены только тонкие.

С одной стороны в новом приказе его все устраивает. Но в нём не прописали индивидуальные характеристики проставляемой отметки. Крестик ему проставлять или галочку. С этим он идёт к начальнику отдела. Тот сперва его направляет в известном направлении и вежливо просит не отвлекать со всякой ерундой. Но потом тот сам призадумывается и вспоминает, что в прошлый раз и он сам пошел паровозом вместе с инспектором за компанию под выговор. Он, в свою очередь, звонит в профильный функциональный отдел. Там ему дают ответ в духе: "Делайте в соответствии с установленным порядком". То, что порядка нет, функционалов не волнует. Звонок к делу не пришьёшь, эти документы их особо не касаются.

Начальник отдела идёт к начальнику поста. Тот смотрит на своего подчинённого с недоумением, поскольку вопрос на первый взгляд не стоит акцентирования на нём внимания. Но сам он не решается на "что делать", поскольку помнит, что в прошлый раз все дружно перевели стрелки на него, но при этом соскочив с дисциплинарки, отдал на растерзание прокуратуре этих двоих. Но осадочек-то остался. Затем даёт указание запросить профильные отделы в таможне.

Функциональные отделы при получении такой бумажки начинают поджимать ушки. Быть крайними желания никакого нет. С этим всем они идут к профильному заместителю начальника таможни. Тот, не будучи дураком, поручает писать о проблеме в РТУ. РТУ может среагировать по-разному. Могут позвонить и дать устные разъяснения (звонок потом не пришьёшь к объяснению). Могут дать разъяснения письменно. Чуть чаще они рисуют письмо "ни о чём", которое будет сводиться к "делайте в соответствии с установленным порядком". Но если проблема затронет кого-либо в РТУ, то могут выйти с инициативой на центральный аппарат ведомства. Там как обычно два-три путя.

С барского плеча могут родиться письменные разъяснения. Могут позвонить в РТУ и дать устные рекомендации (которые также будут ретраслированы в таможню и т.д.). Вполне возможен вариант полного игнора, аргументация которого может варьироваться от обычного нежелания до элементарного пофигизма на проблемы индейцев. Но есть вариант, что кому-то данная проблема западёт в душу. Тут два путя. Могут переложить бремя этого серьёзного решения на Минфин, а могут попытаться справиться своими силами: собрать совещание подразделений для достижения консенсуса или запросить предложения с низов (на которые в целом всем плевать). Потом, МОЖЕТ БЫТЬ, будет инициатива о внесении изменений в порядок или рассылка разъяснительного письма, которое будет иметь практически ничтожную юридическую силу. В итоге получается, что вероятность устранения пробела колеблется в низших процентных значениях. При этом процесс очень долгий, муторный. Пока решение дойдёт до регионов, инспектора и его начальника раза 2-3 уже накажут как за галочки, так и за крестики. В зависимости от того, с какой ноги сегодня встанет помощник прокурора, у которого горят показатели по выявленным нарушениям.

Но предположим, что через пол года - год проблемный вопрос, возникший в голове инспектора, разрешён. Он получил для руководства в работе новый порядок. Чувствует внутреннюю гордость за то, что смог добиться устранения пробела. Читает приказ, его всё устраивает. Но тут в черепушке возник новый вопрос.

Отметку в документе ставить гелевой ручкой или шариковой?

Приведённый пример наглядно демонстрирует проблему устранения пробелов изнутри, способы их решения и отношение к ней каждого звена цепочки таможенных органов. Но что-то внутри подсказывает, что эта проблема актуальна не только для таможни, не так ли?

© Telegram-канал Злой таможенник

https://t.me/zloytam