"Про искусство расскажет Kanye West". Что новый You-Tube рекордсмен говорит про свой успех.

«Противоречия - мой тренажерный зал», - признался Kanye West в одной из своих twitter записей. В этом году создание и проживание подобных противоречий стало главным творческим методом рэпера. В другой записи в twitter музыкант опубликовал фотографии работ художников Дэвида Хэммонса и Йозефа Бойса, видных представителей современного искусства конца XX века. Именно они послужили источником вдохновения для действий Westa.

Дэвид Хэммонс получил популярность как человек, стерший грань между оскорблением и гордым самоопределением темнокожего меньшинства Соединенных Штатов. По работам Хэммонса можно изучать, что такое реапроприация, то есть заимствование слов или символов с изначально уничижительным смыслом и последующее превращение этих символов в нечто прямо противоположное. Поверхностный взгляд увидит в работах Дэвида Хэммонса высказывание темнокожего расиста, который издевается над афорамериканцами. То есть того самого персонажа, которого сейчас играет West.

Немецкий художник Йозеф Бойс больше известен за пределами Соединенных Штатов, но его главная работа все равно построена вокруг Америки. В twitter Kanye West публиковал фотографию из перфоманса «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня», ключевой работы Бойса для жителей США. Это трехдневное событие, в течение которого Йозеф находился запертым в комнате с койотом, олицетворявшем собой свободный дух Америки.

Заигрывания с «исконно американскими» настроениями альт-правых, расистов и ультраконсервативных избирателей Trampa стали для Westa собственной «комнатой с койотом». Диким зверем здесь были вырвавшиеся наружу представления белых американцев о правильном мироустройстве — том самом, где иммигранты не смеют приезжать в благословенные Соединенные Штаты, а Америка всегда остается превыше всего. Автограф Trampa на кепке MAGA — то самое приручение, которого добился Kanye за время своего эксперимента. Расисты и шовинисты приняли чернокожего рэпера и дизайнера за своего. «Я люблю Америку и Америка любит меня».

Наконец, третий компонент в перфомансе Kanye Westa - это Энди Кауфман и его персонаж по имени Тони Клифтон. Кауфмана принято считать стенд-ап комиком, но на деле жанр этого артиста исчерпывающе описывается словом «провокация». На протяжении всей карьеры Энди Кауфман старательно ставил себя в неловкое положение, тестируя границы дозволенного в обществе. Настырный грубиян Тони Клифтон, за которого выдавал себя Кауфман, не только высмеивал обывательские привычки, но и наглядным примером показывал самые мерзкие проявления американской обыденности.

Показное пренебрежение мнением общественности, постоянные самообъяснения и прилюдная солидаризация со сторонниками «превосходства белой расы» стали для Kanye Westa выходом из зоны комфорта по методу Кауфмана: так, чтобы вызывающую позицию спикера заметили даже те, кто не хочет обращать на него внимания.
«Люди слишком много опираются на оригинальность. Не бойтесь брать идеи и улучшать их по собственному вкусу. Все великие художники дополняют существующие идеи». Это еще одно признание Kenye Westa, помогающее прояснить его задумку. Музыканту действительно плевать, что Бойс уже заходил в комнату с койотом. В конце концов, У Kanye свой койот, а перфоманс длится не три дня, а несколько месяцев. Да и результат окажется совершенно другим.

Творческий метод Kenye Westa всегда предусматривал выход за привычные рамки. Будь то самый первый альбом, когда рэпер привнес в гангстерско-маскулинный мир хип-хопа розовые поло и искренние тексты об одиночестве, детстве и неловких попытках преуспеть, или промо-кампания к альбому Cruel Summer (2012) музыкального лейбла GOOD Music, в ходе которой Уэст демонстрировал одноименный фильм на конструкции из семи сочлененных экранов. Вне этой конструкции фильм просто не существовал. Канье показал Cruel Summer на Каннском фестивале, после чего работа никогда не демонстрировалась публике: обычный зритель не может посмотреть фильм до сих пор.