Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь

"Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир. Но большое различие и расстояние между Словом Божиим (Христом) и словом мира...". Святой Макарий Великий

В Слове Божием (Христе) таинственно присутствует Дух жизни, в слове же человеческом (плотском) - дух смерти, как и все вещественное на земле ржавеет, тлеет, распадается и подлежит уничтожению временем. Духовное же Слово Божие - бессмертно и вечно. В этой статье, дорогие читатели, давайте с вами поговорим, что могут означать Слова Спасителя:

...и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28:20)?

Как это можно понять? Ведь мы знаем из Евангелия, что Господь после Своей крестной смерти и чудесного Воскресения вознесся на Небо на глазах Своих учеников, оставив нам эти последние, произнесенные Им загадочные Слова. И Второе пришествие его еще не состоялось, Его нет с нами, но вместе с тем "Я с вами во все дни до скончания века". Ведь не может же быть Слово Божие неистинно (ложно), Оно всегда Правда, как и Он Сам сказал:

Я есмь путь и истина, и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6).

Теперь давайте с вами разберемся, как же можно это понять, когда мы знаем, что Господа Иисуса Христа нет с нами и, вместе с тем, Он с нами? Чудны дела Твои, Господи! Думаю, что за разъяснением этого непростого вопроса нам следует обратиться по нашей традиции к Евангелию и толкованию св. отцов.

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни..., хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый (Слово), сшедший с небес, ядущий хлеб сей (Дух Слова) будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь (Слово Божие), имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь... (Ин.6:47-63).

Многие ли из нас задумываются над словами Спасителя: Дух животворит, плоть не пользует нимало? Наша плоть и кровь мы знаем какие - они тленны и смертны, Христа же Плоть и Кровь - духовны и бессмертны, и Он жизнь имеет в Самом Себе:

Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26).

Теперь давайте "копнем" поглубже, чтобы нам все же разобраться с этим очень важным вопросом. Если Бог есть Дух, то и Сын Его также Дух, как Единородный от Отца. Если Слово стало плотью и обитало с нами, как пишет ап. Иоанн, это означает, что Дух может, как материализоваться (воплотиться), так и снова обратиться в Дух. Он же Бог и Ему все подвластно. Но в обсуждаемой теме этой статьи мы стараемся понять, как Он, вознесшись на Небо, остался с нами? А вот как. Словами Своими, Духом их, которые Он оставил нам в назидание до Второго Пришествия. Слово Божие имеет такую власть и силу, что способно творить великие чудеса. Именно Им, Словом, во имя Христа апостолы, а затем и их последователи святые творили то, что простым смертным никогда не повторить: и по водам ходили как посуху, и реки обращали вспять, и горы переставляли, и оживляли мертвецов и все это одними только Словами, произнесенными ими в молитве с верой ко Господу Иисусу Христу. Творили чудеса, конечно, не сами святые, но Бог по их молитвенным прошениям. Вот так Христос пребывает с нами - в Словах Своих, в их богодухновенности, силе и неизменности до скончания века сего.

А что означают Его Слова Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек. Как их можно понять? Это надо понимать на духовном уровне. Христос, как пища для нас - это Слово Его. Его святые и животворящие, оставленные нам в назидание Слова мы должны вкушать денно и нощно. Им питать свою душу, как питаем земным хлебом тело: читать, молиться, размышлять и даже петь (псалмы и акафисты), вести благочестивый, подобающий христианам образ жизни, соблюдая заповеди и церковные постановления. Его святым Именем (молитвой Иисусовой) молиться и дышать, как дышим простым воздухом, чтобы нам не умереть и не умерла душа наша. Так мы исполним Его святые Заповеди, наибольшая из которых:

Возлюби Господа Бога твоего (Слово) всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф.22:37). 

Так будем со Христом и мы, если пребудем в Слове Его, так и Он будет с нами, как и обетовал нам.

Отсечение всего единением со Христом (Словом)

Святой и великий учитель христиан преподобный Исаак Сирин так поучает:

Связывай ум свой чтением Писаний и углублением в оные, и напиши пред очами у себя заповеди. Непрестанным собеседованием молитвенным искореняй в сердце своем всякий образ (вещей) и всякое подобие, прежде тобою воспринятое. Приучай ум свой всегда углубляться в тайны Спасителева домостроительства, продолжая делание заповедей и труды в приобретении чистоты. Проси себе у Господа в молитве, огнем разжженной, о всем печали (попечения сердечного, ревности), да уканет (изольется) она в сердце твое и да сподобишься умного жития. Начало, средину и конец сего жития составляет следующее: отсечение всего единением со Христом.

Апостол Иоанн Богослов:

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Слове Божием), которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог... (Ин.6:27).

Бо­жес­твен­ная сла­дость

И еще немного о том, что случается с теми, кто оказал послушание и пошел по узком, спасительном пути, указанным Христом, и чего они достигали, живя еще здесь на земле, нося на себе эту бренную плоть - тело наше. Приведем цитату из преподобного Исаака Сирина, который и мог писать об этом только потому, что сам достиг сей благодати трудами доброделания.

Итак, кто удос­то­ил­ся это­го, тот ночью и днем пре­быва­ет в та­ком сос­то­янии, слов­но нек­то вы­шед­ший из те­ла и уже на­ходя­щий­ся в том ми­ре пра­вед­ных. Это и есть бо­жес­твен­ная сла­дость, о ко­торой чис­то­сер­дечный и чуд­ный Ам­мон го­ворил, что она "сла­ще ме­да и сот", но нем­но­гие от­шель­ни­ки и девс­твен­ни­ки поз­на­ли ее. И это вход в бо­жес­твен­ный по­кой, о ко­тором го­вори­ли От­цы, и это пе­реход из об­ласти страс­тей к прос­ветлен­ности и к дви­жени­ям сво­боды. И это то, что изо­билу­ющий ду­хов­ны­ми от­кро­вени­ями Еваг­рий на­зыва­ет "сток­ратной наг­ра­дой, ко­торую в Еван­ге­лии обе­щал Гос­подь наш". И в изум­ле­нии ве­личи­ем это­го нас­лажде­ния хо­рошо наз­вал он его "клю­чом в Царс­тво Не­бес­ное". 
Как пе­ред ис­тинным Бо­гом го­ворю я: чле­ны те­ла не мо­гут вы­дер­жать это нас­лажде­ние, и сер­дце нес­по­соб­но вмес­тить его по при­чине ве­ликой сла­дос­ти его. Что еще мож­но ска­зать, ес­ли "вос­при­яти­ем Царс­тва Не­бес­но­го" на­зыва­ют это свя­тые. Ибо это тай­на бу­дуще­го изум­ле­ния Бо­гом. Не бла­года­ря проз­ре­нию в ма­тери­аль­ный мир и де­ла его нас­лажда­ют­ся пра­вед­ни­ки в Царс­тве Не­бес­ном, но бла­года­ря тем пред­ме­там, ко­торые в ми­ре, воз­во­дит­ся ум, как по не­ко­ей лес­тни­це, к То­му, Кто есть Царс­тво свя­тых, и пре­быва­ет в изум­ле­нии. Хо­рошо наз­ва­но это вос­при­ятие "тай­ной Царс­тва Не­бес­но­го", ибо в поз­на­нии То­го, Кто есть ис­тинное Царс­тво все­го, при­ходим мы че­рез эти тай­ны вся­кий раз, ког­да ум бы­ва­ет дви­жим ими, по да­ру си­лы Бо­жи­ей. 

Так и мы, дорогие братия и сестры, которые хотим унаследовать обетованную нам жизнь вечную, должны всегда пребывать в святом Слове Его, так и исполним Заповеди, так и будем со Христом, и Он будет с нами Духом Своим до скончания века. Ему и Отцу Его Слава ныне, всегда и вовеки веков. Аминь!

Здесь можно прочитать полный текст статьи БЫТЬ СО ХРИСТОМ

С другими публикациями нашего канала можно познакомиться Здесь

Инок Никодим

Настоящая статья подготовлена на основе материалов сайта Азбука Спасения